Защитные механизмы личности и их характеристика
Страница 1

Основы психологии » Защитные механизмы личности и их характеристика

· В 1895 году ЗМ описаны Фрейдом в работах: «Я и Оно» «Психол масс и анализ чел «Я».

· Фрейд относился к ЗМ как к психопатологическим симптомам.

· На позитивный аспект ЗМ впервые обратила внимание Анна Фрейд.

· Совр психоаналитики считают, что это нормальный способ адаптации к реальности.

Из сознания по причине непремлимости, нежелательности вытесняются некот желания аффекты мысли. Две причины вытеснения: – соц-культурная непримливость; – травматическая ситуация. Психич и соц развитие каждого чел идет через установление баланса м/ду инстинктами и культурными нормами, т.о. в процессе развития лич-ть чел, его «Я» постоянно вынужденно идти на компромисс м/ду энергией бессознательного и тем что допускает социум. Этот баланс устанавливается с помощью ЗМ (специфическое изменение содержания сознания, возникновение в ситуации внутр конфликта). По Фрейду главным ЗМ психики, кот всегда эффективен – сублимация (перевод энергии бессознательного в соц приемлимое русло – худ творчество, спорт).

Ф-ции ЗМ: 1. Сохранение психич здоровья, лич-тной целостности, «Я-образа»; 2. Регуляция межлич-тных отношений; 3. Справляться с сильными угрожающими чувствами (тревогой, депрессией…); 4. Сохранение самоуважения.

Хар-р чел – это сложный набор ЗМ. Он возникает под воздействием:

Врожденного темпер-та;

Природы стрессов, переживаемых в раннем детстве;

Защит, образцами кот были родители или др значимые лица;

Защит, получаемых опытным путем.

Основные признаки ЗМ: – импульсивность (независимы от воли); – искажение реальности; – отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

Классиф-ция ЗМ:

(«Психоаналитическая диагностика» Нэнси Мак-Вильямс):

· А) Первичные (примитивные защиты)

Работают на границе «Я» и Внешн мира.

Здоровая лич-ть может прибегнуть к этим способам защит в стрессовых ситуациях.

1. Примитивная изоляция (аутистическое фантазирование). Наблюдается у совсем маленьких детей (ребенок кричит, затем резко засыпает – изолирует себя от внешн мира).У взрослых тенденция к избеганию: уход в свои фантазии, избегание соц контактов (шизоидные лич-ти).Уход от своих аффектов и тревоги (книги, интернет). В крайних случаях Sch (катотоничекий ступор).

2. Отрицание. Отрицание какого-либо факта, особенно когда чел сталкивается с очень сильным стрессом. Так же м.б., как отрицание аффекта (защита от депрессии – маниакальное/гипоманиакальное состояние).

3. Всемогущий контроль. Иллюзия всемогущества. Распространен среди нарцистических, психопатических (антисоциальных) лич-тей (не могут переносить свою некомпетентность).

4. Примитивная идеализация и обесценивание.

5. Проекция, интроекция, идентификация.

Проекция – процесс, при кот внутр ошибочно воспринимается как происходящее вовне. Проекция играет большую роль в возникновении параноидных состояний.

Интроекция – идущее извне, ошибочно воспринимается, как приходящее изнутри. Напр, идентификация с агрессором, в ситуации переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая кач-ва мучителей («Я не беспомощная жертва; я сам наношу удары и я могущественен»).

Проективная идентификация – задействовано несколько процессов: проекция, интроекция, идентификация. Объект идентификации будет чувствовать ненависть к тому, кто ее проецирует (но не стразу, а постепенно).

6. Расщепление ЭГО. Является ведущей защитой на пограничном уровне. Расщепление психич реальности и восприятие объектных отношений на все хорошее и все плохое.

7. Диссоциация. К этой защите прибегают люди, кот столкнулись с серьезной травмой. Происходит раскол во время травмы («Я наблюдал себя со стороны», «Как будто это происходит не со мной»). Образуется часть собственного «Я», кот становиться самостоят, в стерссовых ситуациях может проявляться. Синдром множественной лич-ти.

· Б) Вторичные ЗМ

Работают на границе ЭГО, СУПЕР ЭГО и ИД (во внутр реальности).

Дефицит вторичных защит говорит о глубине психопатологии (психотики, пограничные лич-ти – опираются на первичные защиты).

1. Вытеснение (репрессия). Это забывание: «нечто убирается и храниться на расстоянии от сознания». Фрейд считал, что вытесняются воспоминания о неприятых событиях и аффектах, кот с ними связаны. Больше всего выражено у истерических лич-тей.

2. Регрессия. Возвращение чел на более ранние этапы собственного развития (в сложных ситуациях даже взрослый чел может начать хныкать). М.б. регрессия с соматизацией.

3. Изоляция аффекта. Аффективный аспект идеи или опыта отделяется от когнитивной составляющей. Аффекта нет – мысль сохраняется. Идеи нет, но аффект есть. Является основой для интеллект-х защит.

4. Инеллектуализация. Чел может говорить о своих чувствах, но на самом деле их не испытывает. В крайних формах преобладает в динамике обсессивно-компульсивных и шизоидных лич-тей.

5. Рационализация. Попытки объяснить даже аффективный опыт с рациональной т.зр.

Страницы: 1 2


Проблемы психологии управления
Это область Y, изучающая формы поведения ч-ка в различных с-мах (коллектив, орг-ция, группа), процессы управления организацией и их оптимизация через воздействие на объект управления, рассматривает управление и лидерство, принятие управленческих решений. Элементы организации и процесса управления. Организация – это группа людей, деятел ...

Агрессия как психологический феномен. Понятие агрессии и агрессивности. Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека
Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников. Констатирующий эксперимент
Обследование проводилось с 2003-2004 год. В обследовании принимали участие 2 классы учащихся школы – интерната № 6 г. Ленинска-Кузнецкого. Экспериментальную группу составляли 10 детей, 10 – контрольную. Экспериментальное обучение включало в себя развитие речевой системы в целом, ее фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматическ ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru