Методы исследования в психологии
Страница 1

Основы психологии » Методы исследования в психологии

Под методом в широком смысле понимается нормированный способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами Т понимается совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении научного исследования или в практической работе. В более специальном смысле различают метод и методику, имея ввиду под первым общий принцип деятельности, а под вторым конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедурных норм, относящихся к конкретному способу психологической работы на основе конкретного методического материала.

Соответственно специфики психологии как области знания и практики, можно говорить о методах научно-исследовательской, прикладной и практической .

Научное исследование предполагает:

1. формулировку проблемы (т.е. познавательного вопроса, относящегося к наличию, причинам, следствиям или характеру связи явлений);

2. формулировку гипотезы (т.е. предполагаемого ответа);

3. проверку гипотезы (т.е осуществление некоей интеллектуальной или - чаще -эмпирической деятельности, в которой интересующие исследователя явления будут фигурировать во взаимоотношениях, соответствующих проблеме и гипотезе);

4. интерпретацию результатов проверки (соотнесение подтвержденности или не подтвержденности гипотезы, а так же выявленных при проверке не прогнозированных явлений с исходными теоретическими позициями и знанием об объектах).

Ананьев выд 4 группы методов:

1. организационные методы (организация исслед-я);

2. методы сбора эмпирич данных;

3. методы обработки данных;

4. методы интерпретации

1. К организацион методам Ананьев относил сравнит и лонгитюд методы.

1-ый означ построение исслед-я на базе сравнения данных относит разных объектов,

2-ой - отслеживание изменений, происходящих с одним и тем же объектом на протяжении относительно длительного времени.

2. Методы сбора эмпирич данных:

а) обзервационные методы: субъектив наблюден и наблюден со стор (-целенаправл восприят, обусловл исследовательск целями и задач);

б) экспериментал методы (психолог контролир и варьирует переменные ( - т.е. все то, что т/и изменяет ситуацию в экспер-те. Независим переменная - та, кот вводит экспериментатор, зависимая - та, кот изменяется при введении зависимой переменной.): лаборатор эксперимент (испытуемый в естеств для себя среде); полевой эксперимент (эксперимент в естеств усл-ях при минимуме аппаратов);

в) психодиагностич методы: тестирование - метод психологич диагностики, применяется для стандартизир измерения индивидуал различий: стандартизированное - метод, использующ стандартизир ?? и задачи (тесты), имеющие определен шкалу значений; проектив - не имеют цифровой шкалы, по кот оценивается рез-т, г)праксиметрич методы - методы изучения и измерения пр-сов и прод-тов деят-ти;

д) моделирование: математическое и кибернетическое;

е) беседа.

3. Методы обработки данных: a)качественный анализ; b) количественный анализ.

4. Методы интерпретации: a)структурный метод - выводы относительно строения объекта; b)выводы относительно развития объекта.

По Рубинштейну: 2 основ метода в Ψ: наблюдение и эксперимент.

Страницы: 1 2 3


Особенности депривации психологического развития в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст характеризуется общей сензитивностью к раз­витию, ребенок дошкольного возраста, находящийся в условиях уч­реждений интернатного типа, несет на себе воздействие той среды, которая в большинстве случаев искажает его развитие. Дети,, нахо­дящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют задержки в психомото ...

Каковы природные предпосылки способностей? Формирование способностей.
а) Определение способностей Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку. Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных ...

Приложения.
Приложение 1 Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева Сотрудники охранно - конвойной службы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 3 6 4 4 4 6 2 6 6   2 8 3 3 5 3 2 4 9 4   3 4 7 5 5 4 ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru