Причины и последствия Интернет-зависимости
Страница 1

Психология » Интернет-зависимость в подростковом возрасте » Причины и последствия Интернет-зависимости

Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях [18, C. 193].

По статистике, к кибер-зависимости склонны люди с двумя типа дезориентации: социальной и сексуальной [2, C.57].

Социальная дезориентация выражается в низкой самооценке, в избегании проблем и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также социальная дезадаптация характеризуется узким кругом общения, не умением высказать, поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность. Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества.

Сексуально дезориентированные интернет-зависимые - это вообще новый тип человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый пятый пользователь так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе. Для понимания, что делает киберсекс зависимостью, К. Янг предлагает следующую модель: доступность - контроль - возбуждение, которые являются тремя базовыми причинами этой зависимости [31]. Распознать появление у человека киберсексуальной зависимости поможет выявление первых признаков (см. приложение 2).

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры [20].

Подводя итоги, ответим на вопрос, так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Это:

1) возможность анонимного общения;

2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);

3) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым;

4) неограниченный доступ к информации [31].

Выводы.

1. Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г.К. Янг. Термин "интернет-зависимость" в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". Вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от Интернета, остается нерешенным, и изучение этого феномена нуждается в дальнейшем изучении.

2. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета. По мнению ряда исследователей, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя. Благодаря общению в Интернете люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. Зачастую Интернет - зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Специалисты утверждают, что люди, "подсевшие" на интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Кимберли Янг выяснила, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением [13]. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Страницы: 1 2


Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации, направленные на предотвращение или сглаживание отрицательных последствий влияния социальных условий для развития личности
В юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение и сама общность со взрослыми, в первую очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы, увлечения, вопросы о себе и своем прошлом, настоящем, буду ...

Метод наблюдения
Одним из наиболее типичных способов работы исследователя есть наблюдение за объектом (человек, группа) в ожидании, если явления, которые интересуют исследователя, проявятся таким образом, который их можно будет зафиксировать и описать. С помощью этого метода изучают психические процессы, состояния и свойства у здоровых и больных людей. ...

Изучение истории психологии
Изучение истории психологии возможно двумя путями: Первый - это обращение к первоисточникам (монографии, хрестоматии и сборники оригинальных текстов дают для его реализации достаточные основания). Второй - знакомство с процессом эволюции психологической мысли по комментариям, учебникам и пособиям, что дает возможность в ограниченное в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru