Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов
Страница 1

Психология » Психология как научная дисциплина » Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов

Соц. y - это отрасль y, изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием. Возникла во 2-ой половине 19 в. В. Меде – экспериментатор соц. y. Эта теория начинается с работ социологов: Габриэля Тарда и Лебона, Дюркгейма. Далее, Морено "Социометрия". Изучающиеся проблемы: понятие соц. общности, особенности поведения чел. в соц. организованной и неорганизованной общности, соц.группы, их классификация, общение как средство соц. взаимодействия, межперсональное взаимодействие y массовой коммуникации и массовых соц. явлений. Соц. общность – совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного соц. действия. Все общности интегрированы в социум – устойчивая соц. среда, с которой контактирует личность. Общество – социум как целостное соц. образование, обладающее экономич. (входят групповые – имеют однородный состав; и массовые общности) и соц. структурой. Общности: большие и малые, контактные и дисперсные, устойчивые и импульсивные, сгруппированные и несгруппированные. Соц. общности являются носителями различных ценностей, норм и выступают как субъект социокультурной деятельности. Только соц-упорядоченная среда организует упорядоченное поведение. В неорганизованной общности поведение индивида дезорганизуется. Например, толпа – временное неорганизованное скопление непосредственно контактирующих между собой на эмоционально-ситуативной основе. Ее механизм – коллективная бессознательность (может быть даже паника). Соц. группа – это соц. организованная общность, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Бывают: большие – основа: опред соц. признак (партия), малые – есть общие цели и задачи (производственный коллектив) и средние (школа, организация). Малые группы, в свою очередь, бывают формальные (есть цели, регламентированная структура) и неформальные (нет формально установленной структуры. Взаимодействие членов стихийно, в соответствии с личными отношениями). Группа, нормы которой признаются как наиболее ценные – референтная (эталонная). Соц. группы могут и усиливать, и подавлять возможности индивида.

Деятельность соц. гр. может быть:

1) социально-ориентированной (учебные, производственные объединения).

2) асоциальной (ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы, например, хиппи, рокеры).

3) антисоциальной (бандиты).

Соц-y организация соц. групп. Возникновение соц.гр. связано с соц. потребностями.

Механизмы функционирования: руководство, лидерство, нормообразование, гр. контроль и гр. санкции. Жизнедеятельность гр. характеризуется: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью. В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. В каждой группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерархия взаимоотношений в группе – групповая дифференциация. Она может быть формальной (директор завода, бригадиры, рабочие) и неформальной (определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. Выявляется социометрией. Каждый член группы занимает определенный групповой статус, определяемый его социальной ролью (например, роль врача).

Типы ролей: институциональные (закреплены правовыми актами – роль депутата парламента или директора фирмы), конвенциональные (выполняемые по общепринятым правилам – роль учителя) и межличностные (роль человека в межличностных неформальных взаимосвязях – роль друга, соперника). Роль связана со статусом. Регулятор жизнедеятельности группы – нормы и ценности (что значимо и приоритетно). Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными – коллектив. Чем более соц. развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. На поведение членов гр. влияют ее величина и композиция (состав).

Страницы: 1 2


Обсуждение результатов исследования
В ходе исследования эффективности применения метода гештальт-терапии в условиях Всеармейского реабилитационного центра с военнослужащими, получившими ранения и увечья в Чеченской республике, были использованы методики САН, методика Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, ЛОБИ, СМОЛ, проективные методики «Дом–дерево–человек», «Несуществующее жив ...

Диагностика межличностных отношений в системе командообразования
Эффективное функционирование команд предполагает выведение на новый уровень межличностных отношений в команде. От того насколько развита степень сотрудничества в команде, во многом зависит эффективность последней. Вместе с тем команды, как правило, не создаются на пустом месте (если только речь не идет о вновь создаваемом предприятии ил ...

Узко-специализированные методы исследования сотрудников МВД
Напомним, что узко-специализированным методам исследования сотрудников МВД относятся психологические тесты на профессиональную пригодность: ДМО Т. Лири, опросник MBТI И. Майерс-Бригс, KОT, CПM-АВ и ЦПМ-A Дж. Равена. Узко-специализированные методы целесообразно использовать при наличии локальных задач и с целью исследования только необхо ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru