Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов
Страница 2

Психология » Психология как научная дисциплина » Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов

По разновидности способов групповой коммуникации различают группы централизованные и децентрализованные (иерархические); цепные и круговые. Гр. с центр. каналами коммуникации отличаются тем что, лишь один ее член (лидер, руководитель) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Централ.: фронтальная, радиальная, иерархическая. Децентрал.: цепная, круговая, полная. В централизованных каналов – в непосредственный контакт вступает лишь часть группы, а при децентрализованной – все участники находятся в условиях коммуникативного равенства (но при цепной – общение краев ограничено, а при круговой – только с соседями). Организация жизнедеятельности форм. гр. осуществляется руководителем (лидером). Руководитель может быть лидером, а лидер может и не быть им. Лидер: ситуативный, вдохновитель, генератор идей, организатор, эмоциональный и др. Руководство осуществляется в определенном стиле: авторитарный, либеральный, демократический. Ему необходимо широко использовать информацию о воздействии своего поведения на других, т.к. он призван обеспечить оптимальный соц.-y климат, создать условия для взаимного благорасположения людей. Особенно важно не допускать конфликтов. Если они есть, то принимать меры по их устранению или смягчению агрессивных тенденций.

В своем развитии соц.гр. проходит несколько стадий: 1) действует актив гр. и руководитель вместе с ним, поощряя его самостоятельность и инициативность. 2) все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требования предъявляет не руководитель, а весь коллектив. 3) личность уже сама предъявляет к себе требования. Осуждение коллектива – высшая мера воздействия.

Соц. взаимодействие – осуществляется при общении (коммуникативное взаимодействие), с его помощью личность и включена в сложную систему соц.y связей. Его функции: - информационно- коммуникативная; - регулятивно-коммуникативная. Коммуникация – это смысловая сторона общения, а действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими - комм. действия.

Метод социометрических измерений (С). С. – означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник - Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную соц. психолог. структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Кузьмина, Коломинского, Ядова, Волкова и др. С. применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С ее помощью можно изучать типологию соц. поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости ее членов. Вместе с официальной (формальной) структурой общения, отражающей рациональную, нормативную сторону чел. взаимоотношений, в любой соц. группе всегда имеется психологическая структура неофициального. порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентацией участников, их восприятия и понимания друг друга, самооценок и взаимооценок. Как правило, неформальн. структур в группе несколько, например, по престижу, лидерству. С. позволяет выразить внутригр. отношения в виде числовых величин и графиков и т.о. получить ценную информацию о группе. Для С. исследования важно, чтобы любая структура неформального характера проецировалась на формальную, т.е. на систему деловых, официальных отношений и тем самым, влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность и т.п. Задача С. : изучение неофиц. структурного аспекта соц. гр. и царящей в ней психологической атмосферы.

Страницы: 1 2 


Исходные и поверхностные черты
Самое сложное в жизни – понять себя. Тэзл. Кеттел разрабатывал свою модель точно так же, как и Айзенк, используя факторный анализ, чтобы сгруппировать информацию, полученную от отдельных людей. Он считал, что черты личности могут быть разделены на два типа: поверхностные и исходные. Поверхностные черты представляют собой публичную лич ...

Язык и речь. Виды и функции речи
Язык - система знаков, служащая средством человеч общения, мыслит деят-ти, сп-бом выражения самосознания Л., передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык – это общественно-историческое явление. Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Р ...

Практические упражнения
ЗАДАНИЕ 1 Самооценка и групповое обсуждение «Качества, важнейшие для межличностного общения». Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же позиций. Доброжелательность: способность не только чувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru