Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов
Страница 2

Психология » Психология как научная дисциплина » Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов

По разновидности способов групповой коммуникации различают группы централизованные и децентрализованные (иерархические); цепные и круговые. Гр. с центр. каналами коммуникации отличаются тем что, лишь один ее член (лидер, руководитель) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Централ.: фронтальная, радиальная, иерархическая. Децентрал.: цепная, круговая, полная. В централизованных каналов – в непосредственный контакт вступает лишь часть группы, а при децентрализованной – все участники находятся в условиях коммуникативного равенства (но при цепной – общение краев ограничено, а при круговой – только с соседями). Организация жизнедеятельности форм. гр. осуществляется руководителем (лидером). Руководитель может быть лидером, а лидер может и не быть им. Лидер: ситуативный, вдохновитель, генератор идей, организатор, эмоциональный и др. Руководство осуществляется в определенном стиле: авторитарный, либеральный, демократический. Ему необходимо широко использовать информацию о воздействии своего поведения на других, т.к. он призван обеспечить оптимальный соц.-y климат, создать условия для взаимного благорасположения людей. Особенно важно не допускать конфликтов. Если они есть, то принимать меры по их устранению или смягчению агрессивных тенденций.

В своем развитии соц.гр. проходит несколько стадий: 1) действует актив гр. и руководитель вместе с ним, поощряя его самостоятельность и инициативность. 2) все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требования предъявляет не руководитель, а весь коллектив. 3) личность уже сама предъявляет к себе требования. Осуждение коллектива – высшая мера воздействия.

Соц. взаимодействие – осуществляется при общении (коммуникативное взаимодействие), с его помощью личность и включена в сложную систему соц.y связей. Его функции: - информационно- коммуникативная; - регулятивно-коммуникативная. Коммуникация – это смысловая сторона общения, а действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими - комм. действия.

Метод социометрических измерений (С). С. – означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник - Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную соц. психолог. структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Кузьмина, Коломинского, Ядова, Волкова и др. С. применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С ее помощью можно изучать типологию соц. поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости ее членов. Вместе с официальной (формальной) структурой общения, отражающей рациональную, нормативную сторону чел. взаимоотношений, в любой соц. группе всегда имеется психологическая структура неофициального. порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентацией участников, их восприятия и понимания друг друга, самооценок и взаимооценок. Как правило, неформальн. структур в группе несколько, например, по престижу, лидерству. С. позволяет выразить внутригр. отношения в виде числовых величин и графиков и т.о. получить ценную информацию о группе. Для С. исследования важно, чтобы любая структура неформального характера проецировалась на формальную, т.е. на систему деловых, официальных отношений и тем самым, влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность и т.п. Задача С. : изучение неофиц. структурного аспекта соц. гр. и царящей в ней психологической атмосферы.

Страницы: 1 2 


В чем заключается существенное отличие психологии как науки и как практической деятельности?
Психология делится на два больших раздела. Один -теоретические исследования, другой - применение результатов этих исследований на практике. Выделяются теоретическая и практическая психология. Задача первой, является выявление закономерностей, психологических механизмов, разработка теории. Задача практической психологии - использование п ...

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте. Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы подростков.
Изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы личности подростка было организовано в средней школе № 57 в 9г и 9е классах. Оба класса общеобразовательные. Возрастные рамки обследуемых – 13 – 15 лет. В исследовании участвовало 45 подростков. Из них 26 девочек и 19 мальчиков. В данной группе подростков было проведено обсле ...

Методы управления конфликтами. Структурные методы разрешения конфликтов.
Существуют две группы методов (способов) управления кон­фликтными ситуациями — структурные и межличностные. Структурные методы разрешения конфликта включают: • разъяснение требований к работе; • использование координационных и интеграционных меха­низмов; • установление общеорганизационных комплексных целей; • использование системы ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru