Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов
Страница 2

Психология » Психология как научная дисциплина » Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов

По разновидности способов групповой коммуникации различают группы централизованные и децентрализованные (иерархические); цепные и круговые. Гр. с центр. каналами коммуникации отличаются тем что, лишь один ее член (лидер, руководитель) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Централ.: фронтальная, радиальная, иерархическая. Децентрал.: цепная, круговая, полная. В централизованных каналов – в непосредственный контакт вступает лишь часть группы, а при децентрализованной – все участники находятся в условиях коммуникативного равенства (но при цепной – общение краев ограничено, а при круговой – только с соседями). Организация жизнедеятельности форм. гр. осуществляется руководителем (лидером). Руководитель может быть лидером, а лидер может и не быть им. Лидер: ситуативный, вдохновитель, генератор идей, организатор, эмоциональный и др. Руководство осуществляется в определенном стиле: авторитарный, либеральный, демократический. Ему необходимо широко использовать информацию о воздействии своего поведения на других, т.к. он призван обеспечить оптимальный соц.-y климат, создать условия для взаимного благорасположения людей. Особенно важно не допускать конфликтов. Если они есть, то принимать меры по их устранению или смягчению агрессивных тенденций.

В своем развитии соц.гр. проходит несколько стадий: 1) действует актив гр. и руководитель вместе с ним, поощряя его самостоятельность и инициативность. 2) все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями. Требования предъявляет не руководитель, а весь коллектив. 3) личность уже сама предъявляет к себе требования. Осуждение коллектива – высшая мера воздействия.

Соц. взаимодействие – осуществляется при общении (коммуникативное взаимодействие), с его помощью личность и включена в сложную систему соц.y связей. Его функции: - информационно- коммуникативная; - регулятивно-коммуникативная. Коммуникация – это смысловая сторона общения, а действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими - комм. действия.

Метод социометрических измерений (С). С. – означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник - Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную соц. психолог. структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Кузьмина, Коломинского, Ядова, Волкова и др. С. применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С ее помощью можно изучать типологию соц. поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости ее членов. Вместе с официальной (формальной) структурой общения, отражающей рациональную, нормативную сторону чел. взаимоотношений, в любой соц. группе всегда имеется психологическая структура неофициального. порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентацией участников, их восприятия и понимания друг друга, самооценок и взаимооценок. Как правило, неформальн. структур в группе несколько, например, по престижу, лидерству. С. позволяет выразить внутригр. отношения в виде числовых величин и графиков и т.о. получить ценную информацию о группе. Для С. исследования важно, чтобы любая структура неформального характера проецировалась на формальную, т.е. на систему деловых, официальных отношений и тем самым, влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность и т.п. Задача С. : изучение неофиц. структурного аспекта соц. гр. и царящей в ней психологической атмосферы.

Страницы: 1 2 


Мышление и речь. Проблема формирования понятий
Чел М, в каких бы формах не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с Р. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражена и словах. И взрослые, и дети часто испытывают трудности в процессе решения задач, пока не сформулируют свои рассуждени ...

Методы изучения
Экспериментальные Объективными являются экспериментальные методы изучения мотивов и потребностей. В качестве примера приведем исследование мотивов школьников, проведенное в лаборатории Л.И. Божович (1969). В эксперименте использовались две методики «Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции на различные св ...

Обработка и интерпретация результатов исследования
Первым этапом диагностических мероприятий была диагностика мотивации к успеху. Результаты диагностики личности мотивации к успеху Т. Элерса результаты представлены в Таблице 1. Таблица 1 Результаты диагностики личности мотивации к успеху Группа испытуемых Уровень мотивации к успеху низкий средний умеренно высокий с ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru