Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива
Страница 1

Психология » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива

Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функционирующее в рамках системы образования, выполняет социализирующую функцию, служит своеобразным «проводником» общественных норм и требований к детскому сообществу и личности каждого ребенка в отдельности.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация».

Явственней всего такое несовпадение формальной и неформальной структур группы обнаруживается при рассмотрении проблемы лидерства и руководства. Действительно, у школьного объединения как у детской группы имеется лидер из числа детей, а как у организации – руководитель – педагог. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений и решаются групповые задачи. Лидерство является чрезвычайно важным феноменом. «Однако, хотя воздействие лидера на группу объективно может быть менее существенно, чем действие других факторов, таких, как, например, характеристики задачи, субъективно лидерство все же будет влиять на процесс выполнения групповой задачи, поскольку люди в глубине души верят, что лидерство причинно соотносится с выполнением задач группой». [С.А. Алифанов. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991, №3, с.93]. Руководство же выступает в качестве фактора организации официальной структуры. Каково в таком случае оптимальное сочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы?

Важным условием эффективности коллектива является лидирование руководителя в ведущем типе групповой деятельности, выражающееся как в реализации им соответствующей лидерской роли, так и в достаточно высокой степени его лидерского потенциала применительно к этой роли. Однако этот вывод не всегда можно распространить на конкретную группу. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская пишут: «Существует немало коллективов (трудовых и особенно военных, спортивных, учебно-воспитательных и т.п.), где в силу довольно значительных различий между руководителем и подчиненными, связанных с возрастными и субординационными моментами, с особенностями пространственного расположения индивидов в ходе выполнения целевой функции коллектива (так, во многих ситуациях соревновательной спортивной деятельности тренер фактически находится вне «поля» непосредственного решения задачи), психологическое влияние руководителя на членов коллектива выражается в том, что он выступает для них не лидером в обычном понимании этого термина (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали», как в спортивной команде или школьном классе), но скорее авторитетом или, лучше сказать, лидирующим авторитетом». [Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / под ред. Р.Л.Кричесвкого и Е.М.Дубовской — М., 2001, с. 247].

Таким образом, с одной стороны, руководителю детского объединения необходимо хорошо знать и уметь организовать основную деятельность объединения, а с другой, обладать авторитетом в межличностных отношениях, обеспечивая таким путем педагогическое влияние на детей. Авторитет руководителя поможет организовать и сохранить общественно-полезное русло деятельности детей и привить культурные формы взаимоотношений.

Страницы: 1 2


Представление, пол и нарратив
В теории фильма, как правило, взгляд всегда вызывает определенные тендерные коннотации. В классической версии женщина узурпирует пространство видимого и играет эксгибиционистскую роль. Женщину репрезентирует ее визуальное представление, а сама она определяется через бытие-под-взглядом (looked-at-ness). Взгляд, наблюдающий за этим предст ...

Структура педагогической деятельности и ее индивидуализация
Пед. д-ть – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Структура пед. д-ти включает след. компоненты: 1) конструктивный – это структурирование процессов перспективного и ...

Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии
При делении наук на гр по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические (средства производства и орудия труда). П принято относить к гуманитарным, т.к. чел сущ-во соц. Понятие П имеет как научный (употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru