Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива
Страница 2

Психология » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива

Целенаправленная организация благоприятного психологического климата в коллективе предполагает изменение характера взаимосвязи официальной и неофициальной структур на различных стадиях развития коллектива [Н.П.Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.46]:

1 стадия. Педагог добивается, чтобы группировки класса, обладающие самыми содержательными интересами и потребностями, стали самыми авторитетными (лидирующими);

2 стадия. Школьники, оказывающие развивающее влияние на соклассников, закрепляются в выборном органе – официальном активе класса.

3 стадия. В классе организуется сильный реальный актив при систематической сменности официально действующего актива;

4 стадия. На ней иерархия группировок заменяется их рядоположностью. Развитие коллектива, а следовательно и его психологического климата достигает такого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своем виде деятельности. Авторитетность коллектива и доброжелательность обстановки дают возможность каждому члену коллектива побывать на официальных лидерских позициях.

Вторым существенным аспектом рассматриваемой проблемы является обучение детей правильному, конструктивному общению, формированию психологической культуры членов коллектива. Необходимо развивать у детей навыки конструктивного общения, умения получать и перерабатывать информацию о своей личности, своей самооценке, а также развивать конструктивные модели общения с другими людьми. В. Сатир в работе «Модели общения» отмечает: «Есть тип реагирования, который я назвала «уравновешенный» или «гибкий». Уравновешенных людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря уравновешенному типу реагирования жизнь человека становится насыщенной и полной смысла. Такие люди вызывают доверие. Вы хорошо чувствуете себя в их присутствии. Преимущество их позиции в том, что она целостна и свободна». [В. Сатир. Модели общения. Основы конструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. – М., Новосибирск, 1997, с.41].

Н.П. Аникеева считает главными задачами педагога при организации детского общения, следующие [Н.П. Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.69]:

1) Организация гуманистических отношений среди всех членов данного классного коллектива, создание атмосферы эмоционального сопереживания через систему коллективной деятельности, бесед;

2) Специальная работа, направленная на обеспечение благоприятной позиции каждого ребенка в системе внутриколлективных отношений;

3) Организация специальных занятий по овладению информацией об особенностях человеческого общения и способами общения.

Таким образом, изменения в психологическом климате коллектива обеспечиваются, с одной стороны, изменением личности в межличностных отношениях, а с другой, изменением коллектива в целом, через организацию его деятельности.

Страницы: 1 2 


Оценка авторитарной личности
Сама по себе авторитарная личность - ни плоха, ни хороша. Чтобы оценить «хорошесть» авторитарной личности - нужно знать те цели, которые авторитарный человек ставит перед собой. Если реальные цели (а не только заявляемые на словах) самые благородные, красивые и светлые: научить жить свободно и вне шаблонов, научить творчеству и активной ...

Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру той деятельности, на основе которой организуется коллектив, и по характеру тех отнош ...

Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
1. Изучение программы и литературы, специфики аудитории; выбор темы и цели 2. Подбор литературы по списку 3. Изучение литературы и отбор содержания (стилистическая правка) 4. Выбор типа лекции 5. Написание плана лекции или самой лекции 6. Подбор наглядных пособий ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru