Ситуативно-коммуникативные
Страница 2

Психология » Коммуникативные средства общения » Ситуативно-коммуникативные

группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует увиденное, правильность использования приема «Я — высказывания».

Упражнение «Анализ проблемных ситуаций»

Инструкция: Ведущий рассказывает о проблемной ситуации:

Идет урок, учительница уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин, он опаздывает часто.

М.: Здрасьте. Можно?

У.: Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось?

М.: Я . отводил сестру в детский сад . и мы . забыли вещи и должны были вернуться . потому что забыли .

У.: Ну все, хватит, Шапкин, мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет. Иди к директору и

не мешай мне работать!

Ведущий предлагает участникам группы проанализировать приемы общения учительницы и предложить ситуацию с учетом «Я — высказываний». Все участники предлагают свои варианты поведения учительницы. Эффективно ролевое разыгрывание вариантов. После этого предлагается следующий вариант.

М.: Я . отводил сестру в детский сад . и мы . забыли вещи и должны были вернуться .

У.: Миша, ты же хорошо понимаешь, что это все легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что я тебе не верю и что . мне тебя не жалко. Садись, Миша, разберемся позже.

Ведущий: В этом случае ситуация разрешилась без очевидного внешнего конфликта и, хотя учительница понимает, что своими замечаниями не отучила Мишу опаздывать, она чувствует себя спокойно, так как ей удалось остаться самой собой, не дать Мише вовлечь себя в игру «жалость» (Миша пытался манипулировать ею с помощью типичного «Я — слушания» — «жалость») и выразить свои чувства, которые она испытывала в данной ситуации.

Упражнение «Манипуляция»

Инструкция: Ведущий рассказывает о проблемной ситуации и просит участников отреагировать и дать анализ своей реакции. Ситуация в учительской: Вера Николаевна говорит Марии Сергеевне: «Мария Сергеевна, вы такая опытная, такой профессионал, вас дети любят, у вас все получается, а я — что? У меня ничего не выходит нормально, все получается как-то не так~. пожалуйста, сделайте этот доклад, я боюсь, что все испорчу и о нашей школе подумают плохо».

Анализ ситуации: «Я — слушания» М.С., которая пытается задействовать В.Н. — «Я лучше», «Дело главнее моих интересов, я жертвую собой ради дела», «Надо помочь». Если эти «Я — слушания» М.С. включаются и начинают работать, то ее реакция будет примерно такой:

«Вы правы, даже не знаю, почему завуч вам это поручил. Мне правда, так некогда, но, ради школы, я помогу вам».

Если же М.С. не поддается на манипуляции со стороны В.Н., то это будет выглядеть так: «Когда я слышу, как умная образованная женщина с сильным, как ни у кого характером, говорит такие вещи, я не верю своим ушам и чувствую себя неловко».

Упражнение «Определи стиль общения»

Инструкция: Ведущий зачитывает пример семейного диалога, а участники должны определить, какой стиль общения стоит за каждой фразой персонажей (правильные ответы приведены в скобках).

Муж: Почему ты не подумала, как мы проведем отпуск? (обвиняющий)

Жена: Что ты кричишь? У меня столько же времени, сколько и у тебя! (обвиняющий)

Сын: Замолчите же, наконец! Вы оба кричите. Я не поеду ни в какой отпуск, (обвиняющий)

Отец: А тебе что за дело? Напрасно вы, молодой человек, суете нос, куда не следует, (обвиняющий)

Страницы: 1 2 3


Потенциалы возрастного развития в зрелости
Центральн хар-ми личностного развития стан-ся гетерохронность (различия в сферах старения органов и тканей) и инд-сть. Осн критерии взрослости: 1)способ быть ответственным за св поступки; 2)развитая спос-ть к рефлексии и с/сознанию; 3)спос-ть устанавливать зрелые и межличностные отношс др; 4)спос-ть к творчеству; 5)с/актуализация. В лич ...

Характерологический опросник Леонгарда
1 -, 12-, 23-, 34-, 45+, 56-, 67-, 78+, 2 +, 13+, 24+, 35-, 46-, 57+, 68+, 79+, 3+, 14-, 25-, 36+, 47+, 58+, 69-, 80-, 4 +, 15+, 26+, 37+, 48-, 59+, 70-, 81+, 5 -, 16-, 27+, 38+, 49+, 60-, 71+, 82+, 6 -, 17+, 28+, 39+, 50+, 61+, 72+, 83-, 7 -, 18+, 29+, 40+, 51+, 62-, 73-, 84+, 8 +, 19+, 30+, 41-, 52+, 63-, 74-, 85-, 9 +, 20+, 3 ...

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Дошкольный возраст 3-7 лет. Социальная ситуация развития. Ее создает отделение от взрослого, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Он хочет активно действовать в этом мире, но напрямую это невозможно и ребенок находит способ действовать в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности – сюжетно-ролевую игру ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru