Ситуативно-коммуникативныеСтраница 1
Ситуативно-коммуникативные игры формируют:
—умение выстраивать элементарные коммуникативные действия в общении;
—умение общаться на людях;
—умение целенаправленно организовывать общение и управлять им;
—умение управлять инициативой в общении;
—умение обеспечить психозащиту, психонейтрализацию, коммуникативное воздействие в общении;
—умение соотносить свои действия с
ситуацией обще
—Ситуация общения понимается: как комплекс обстоятельств; как комплекс действий; как совокупность событий; как совокупность отношений. Учебно-тренинговые ситуации можно разделить на 4 основные группы:
—ситуации социально-статусных взаимоотношений;
—ситуации ролевых отношений;
—ситуации взаимоотношений совместной деятельности;
—ситуации нравственных взаимоотношений.
Взаимоотношения могут задаваться следующими факторами:
а) социальный статус человека;
б) его роль как субъекта общения;
в) выполняемая деятельность; г) нравственные критерии.
В процессе обучения общению ситуация как система взаимоотношений сама не возникает, а возникает как результат воздействия целого ряда субъективных и объективных факторов, которые обозначают понятием «ситуативная позиция».
Ситуативная позиция включает в свою структуру
1) вид деятельности;
2) область деятельности;
3) форму деятельности;
4) предмет общения;
5) нравственные отношения;
6) социальный статус субъекта;
7) событие;
8) место;
9) время;
10) наличие третьих лиц;
11) функциональное состояние;
12) коммуникативная задача.
Ситуация выступает как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностиых, нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся.
Игровой характер учебного общения предполагает создание условной ситуации: ролевую организацию взаимоотношений, конкретизацию (игровую) типа связи между субъектами общения; двуплановость поведения: 1) поведение как бы от собственного «Я»; 2) поведение от имени игровой роли, которую личность принимает добровольно.
Упражнение «Ребенок — Взрослый»
Инструкция: Участники по парам говорят друг другу любые фразы с позиции Родителя, надо попытаться ответить с позиции Взрослого. Проанализировать, насколько трудно реагировать с позиции Взрослого.
Упражнение «Уговорить на субботник»
Инструкция: Выбрать активного и гибкого участника для исполнения роли рабочего, которого уговаривают прийти на субботник (косить сено), но тот отказывает очередному персонажу — «начальнику». В роли начальника могут побывать многие участники, их задача — убедить, уговорить рабочего. Анализ аргументации в каждом конкретном случае включает позицию партнеров (Родитель, Взрослый, Ребенок), переходы, трудности отказов.
Упражнение «Вербализация чувств»
Инструкция: Каждый участник группы должен выразить свои чувства трем членам группы (хотя бы одно положительное и одно негативное чувство), сформулировав к ним сначала Ты — высказывание, а затем то же чувство выражается через «Я — высказывание». Проанализировать, какие чувства испытывает человек, к которому обращались с Я — и Ты — высказыванием.
Упражнение «Конфликты»
Инструкция: Участники делятся по парам. Первый член пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для семьи или школы. Второй член пары реагирует тремя разными способами: а) оправдывается и извиняется (с позиции ребенка, жертвы, заискивателя); б) использует «Ты — высказывание» для ответных обвинений (с позиции родителя, обвинителя, преследователя, бунтующего ребенка); в) использует «Я — высказывание» по схеме. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает
Психология общении. Характеристика сторон общения
Человеч. отношения – общение, взмд-е людей, Многоплановость общения: 1) межличностные контакты (симпатия, антипатия); 2) соц. контакты; 3) межгрупповое общение. Поводы общения: 1) деловое, 2) личностное. Стр-ра общения: 1) коммуникативн. сторона (обмен инфо); 2) интерактивная (организация взмд-я м/д общающимися); 3) перцептивная (пр-сс ...
Определение понятия «типологя», её роль в самоидентификации личности
Для проведения профконсультаций необходим инструментарий, определённые психологические методы. К одним из таких инструментов относятся методики типирования личности.
Так что же такое типология?
Разнообразны психические особенности людей, изучаемые в дифференциальной психологии. Однако все они – способности и интеллект, темперамент и х ...
Межличностные отношения в детском коллективе. Межличностные отношения как показатель
психологического климата коллектива и успешности групповой деятельности
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений, на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или т ...
