Ситуативно-коммуникативныеСтраница 1
Ситуативно-коммуникативные игры формируют:
—умение выстраивать элементарные коммуникативные действия в общении;
—умение общаться на людях;
—умение целенаправленно организовывать общение и управлять им;
—умение управлять инициативой в общении;
—умение обеспечить психозащиту, психонейтрализацию, коммуникативное воздействие в общении;
—умение соотносить свои действия с
ситуацией обще
—Ситуация общения понимается: как комплекс обстоятельств; как комплекс действий; как совокупность событий; как совокупность отношений. Учебно-тренинговые ситуации можно разделить на 4 основные группы:
—ситуации социально-статусных взаимоотношений;
—ситуации ролевых отношений;
—ситуации взаимоотношений совместной деятельности;
—ситуации нравственных взаимоотношений.
Взаимоотношения могут задаваться следующими факторами:
а) социальный статус человека;
б) его роль как субъекта общения;
в) выполняемая деятельность; г) нравственные критерии.
В процессе обучения общению ситуация как система взаимоотношений сама не возникает, а возникает как результат воздействия целого ряда субъективных и объективных факторов, которые обозначают понятием «ситуативная позиция».
Ситуативная позиция включает в свою структуру
1) вид деятельности;
2) область деятельности;
3) форму деятельности;
4) предмет общения;
5) нравственные отношения;
6) социальный статус субъекта;
7) событие;
8) место;
9) время;
10) наличие третьих лиц;
11) функциональное состояние;
12) коммуникативная задача.
Ситуация выступает как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностиых, нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся.
Игровой характер учебного общения предполагает создание условной ситуации: ролевую организацию взаимоотношений, конкретизацию (игровую) типа связи между субъектами общения; двуплановость поведения: 1) поведение как бы от собственного «Я»; 2) поведение от имени игровой роли, которую личность принимает добровольно.
Упражнение «Ребенок — Взрослый»
Инструкция: Участники по парам говорят друг другу любые фразы с позиции Родителя, надо попытаться ответить с позиции Взрослого. Проанализировать, насколько трудно реагировать с позиции Взрослого.
Упражнение «Уговорить на субботник»
Инструкция: Выбрать активного и гибкого участника для исполнения роли рабочего, которого уговаривают прийти на субботник (косить сено), но тот отказывает очередному персонажу — «начальнику». В роли начальника могут побывать многие участники, их задача — убедить, уговорить рабочего. Анализ аргументации в каждом конкретном случае включает позицию партнеров (Родитель, Взрослый, Ребенок), переходы, трудности отказов.
Упражнение «Вербализация чувств»
Инструкция: Каждый участник группы должен выразить свои чувства трем членам группы (хотя бы одно положительное и одно негативное чувство), сформулировав к ним сначала Ты — высказывание, а затем то же чувство выражается через «Я — высказывание». Проанализировать, какие чувства испытывает человек, к которому обращались с Я — и Ты — высказыванием.
Упражнение «Конфликты»
Инструкция: Участники делятся по парам. Первый член пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для семьи или школы. Второй член пары реагирует тремя разными способами: а) оправдывается и извиняется (с позиции ребенка, жертвы, заискивателя); б) использует «Ты — высказывание» для ответных обвинений (с позиции родителя, обвинителя, преследователя, бунтующего ребенка); в) использует «Я — высказывание» по схеме. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает
Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем в социальной психологии. В форме лидерства и руководства в группе может осуществляться социальная власть. Разведем понятия «лидер» и руководитель».
1. Руководство – это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возник ...
Какие вы знаете психологические барьеры общения.
Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.
Перечислим психологиче ...
Статистический анализ
результатов обследования. Статистический анализ результатов
обследования контрольной и экспериментальной групп до прохождения реабилитации
Для вычисления значимых различий между контрольной и экспериментальной группами использовался t-критерий Стьюдента[120]. Критические значения показателя t = 2,02; для р <= 0,05 (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Показатель
Средние значения
t-критерий
контрольная группа
экспериментальная группа
Самочувствие
4,2
...