Ситуативно-коммуникативные
Страница 1

Психология » Коммуникативные средства общения » Ситуативно-коммуникативные

Ситуативно-коммуникативные игры формируют:

—умение выстраивать элементарные коммуникативные действия в общении;

—умение общаться на людях;

—умение целенаправленно организовывать общение и управлять им;

—умение управлять инициативой в общении;

—умение обеспечить психозащиту, психонейтрализацию, коммуникативное воздействие в общении;

—умение соотносить свои действия с

ситуацией обще

—Ситуация общения понимается: как комплекс обстоятельств; как комплекс действий; как совокупность событий; как совокупность отношений. Учебно-тренинговые ситуации можно разделить на 4 основные группы:

—ситуации социально-статусных взаимоотношений;

—ситуации ролевых отношений;

—ситуации взаимоотношений совместной деятельности;

—ситуации нравственных взаимоотношений.

Взаимоотношения могут задаваться следующими факторами:

а) социальный статус человека;

б) его роль как субъекта общения;

в) выполняемая деятельность; г) нравственные критерии.

В процессе обучения общению ситуация как система взаимоотношений сама не возникает, а возникает как результат воздействия целого ряда субъективных и объективных факторов, которые обозначают понятием «ситуативная позиция».

Ситуативная позиция включает в свою структуру

1) вид деятельности;

2) область деятельности;

3) форму деятельности;

4) предмет общения;

5) нравственные отношения;

6) социальный статус субъекта;

7) событие;

8) место;

9) время;

10) наличие третьих лиц;

11) функциональное состояние;

12) коммуникативная задача.

Ситуация выступает как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностиых, нравственных взаимоотношений субъектов общения, отраженная в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся.

Игровой характер учебного общения предполагает создание условной ситуации: ролевую организацию взаимоотношений, конкретизацию (игровую) типа связи между субъектами общения; двуплановость поведения: 1) поведение как бы от собственного «Я»; 2) поведение от имени игровой роли, которую личность принимает добровольно.

Упражнение «Ребенок — Взрослый»

Инструкция: Участники по парам говорят друг другу любые фразы с позиции Родителя, надо попытаться ответить с позиции Взрослого. Проанализировать, насколько трудно реагировать с позиции Взрослого.

Упражнение «Уговорить на субботник»

Инструкция: Выбрать активного и гибкого участника для исполнения роли рабочего, которого уговаривают прийти на субботник (косить сено), но тот отказывает очередному персонажу — «начальнику». В роли начальника могут побывать многие участники, их задача — убедить, уговорить рабочего. Анализ аргументации в каждом конкретном случае включает позицию партнеров (Родитель, Взрослый, Ребенок), переходы, трудности отказов.

Упражнение «Вербализация чувств»

Инструкция: Каждый участник группы должен выразить свои чувства трем членам группы (хотя бы одно положительное и одно негативное чувство), сформулировав к ним сначала Ты — высказывание, а затем то же чувство выражается через «Я — высказывание». Проанализировать, какие чувства испытывает человек, к которому обращались с Я — и Ты — высказыванием.

Упражнение «Конфликты»

Инструкция: Участники делятся по парам. Первый член пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для семьи или школы. Второй член пары реагирует тремя разными способами: а) оправдывается и извиняется (с позиции ребенка, жертвы, заискивателя); б) использует «Ты — высказывание» для ответных обвинений (с позиции родителя, обвинителя, преследователя, бунтующего ребенка); в) использует «Я — высказывание» по схеме. Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает

Страницы: 1 2 3


Биофизическое развитие человека
Возрастная периодизация Стадия Возраст Особенности младенчество (1) 0 – 1 Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кише ...

Теоретические подходы к проблеме асоциального поведения личности. История изучения девиации
В конце XIX – начале XX вв. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Ц. Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека [6, с. 68]. У. Шелдон, американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела, что озна ...

Концепция психических процессов И. М. Сеченова.
Огромным вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических процессов. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению – нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения основных категорий концептуального аппарата сеч ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru