В чем состоит теория доминанты Ухтомского?

Психология » Основные понятия психологии » В чем состоит теория доминанты Ухтомского?

Теория доминанты открыта А.А. Ухтомским в начале 20 века. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений.

Доминанта-это господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который, с одной стороны, накапливает импульсы. Идущие в нервную систему, с другой - одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свои энергии господствующему центру, то есть в доминанте. Активно работающий организм, как бы «тащит» энергию из среды, поэтому активность организма, а на уровне человека его труд усиливают энергетический потенциал доминанты. В психологическом плане доминанта является не чем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Механизмом доминаты объясняется широкий спектр психических актов –внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления, избирательный характер общения.

С помощью какого психического процесса человек выделяет свойства предмета, его цвет, запах?

В отечественной психологии (по В.В. Петухову) можно выделить две группы психических процессов.

1. Специфические, или собственно познавательные, процессы. которыми являются ощущение. Восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:

Ощущение-это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;

Восприятие-это восприятие предмета в целом, а также перцепция-восприятия изображения, объектов;

Мышление-это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.

2. Неспецифические, т.е. универсальные, психические процессы-память, внимание, воображение. Эти процессы называют сквозными, они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени:

Память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;

Внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;

Воображение прогнозирует будущий опыт.


Понятие и критерии Интернет-зависимости
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [32]. В некоторых психологических словарях Интерне́т-зави́симость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интер ...

Социальные особенности развития
Социальный ряд развития показывает движение от общества к личности, процессы социализации индивида, этапы его приобщения к культуре, овладение общественно необходимыми знаниями, нормами и ценностями и включение в общественно-производственную деятельность. В социальном аспекте рассматриваемая возрастная фаза (14-15 лет) – это продолжен ...

Психологические особенности лекции
1. Монологичность 2. Сложность и специфичность восприятия (вербальное и невербальное общение) 3. Способы чтения (соотношение цели и задач, соотношение всего) 4. Динамика работоспособности обучающихся(повторять значимые моменты) 5. Не следует делать длинных пауз, т. к. они ослабевают внимание 6. Нужно добиваться и поддерживать актив ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru