В чем состоит теория доминанты Ухтомского?
Теория доминанты открыта А.А. Ухтомским в начале 20 века. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений.
Доминанта-это господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который, с одной стороны, накапливает импульсы. Идущие в нервную систему, с другой - одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свои энергии господствующему центру, то есть в доминанте. Активно работающий организм, как бы «тащит» энергию из среды, поэтому активность организма, а на уровне человека его труд усиливают энергетический потенциал доминанты. В психологическом плане доминанта является не чем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Механизмом доминаты объясняется широкий спектр психических актов –внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления, избирательный характер общения.
С помощью какого психического процесса человек выделяет свойства предмета, его цвет, запах?
В отечественной психологии (по В.В. Петухову) можно выделить две группы психических процессов.
1. Специфические, или собственно познавательные, процессы. которыми являются ощущение. Восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:
Ощущение-это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;
Восприятие-это восприятие предмета в целом, а также перцепция-восприятия изображения, объектов;
Мышление-это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.
2. Неспецифические, т.е. универсальные, психические процессы-память, внимание, воображение. Эти процессы называют сквозными, они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени:
Память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;
Внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;
Воображение прогнозирует будущий опыт.
Структура педагогического процесса
В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок.
Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок размещения этих частей); взаимосвязь (как эти части между собой связаны). По мнению этого педагога выде ...
Библиографический очерк
Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и среднюю школу, в которой было только 20 учеников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его одноклассники, Бандура вспоминает, что фактиче ...
Волевые качества личности
1. Сильная воля– четкое осознание цели. Интенсивнее стремление к ее достижению, возможности и мотивы достаточные, борьба мотивов и выбор обоснованный и быстрый, обоснованные интенсивное решение, осуществление решения стойкое.
2. Настойчивость– способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели. Преодолевая всяк ...