В чем состоит теория доминанты Ухтомского?

Психология » Основные понятия психологии » В чем состоит теория доминанты Ухтомского?

Теория доминанты открыта А.А. Ухтомским в начале 20 века. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений.

Доминанта-это господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который, с одной стороны, накапливает импульсы. Идущие в нервную систему, с другой - одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свои энергии господствующему центру, то есть в доминанте. Активно работающий организм, как бы «тащит» энергию из среды, поэтому активность организма, а на уровне человека его труд усиливают энергетический потенциал доминанты. В психологическом плане доминанта является не чем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Механизмом доминаты объясняется широкий спектр психических актов –внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления, избирательный характер общения.

С помощью какого психического процесса человек выделяет свойства предмета, его цвет, запах?

В отечественной психологии (по В.В. Петухову) можно выделить две группы психических процессов.

1. Специфические, или собственно познавательные, процессы. которыми являются ощущение. Восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:

Ощущение-это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;

Восприятие-это восприятие предмета в целом, а также перцепция-восприятия изображения, объектов;

Мышление-это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.

2. Неспецифические, т.е. универсальные, психические процессы-память, внимание, воображение. Эти процессы называют сквозными, они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени:

Память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;

Внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;

Воображение прогнозирует будущий опыт.


Пути решения семейных проблем
Большинство родителей приблизительно одинаково назовут те качества, которые они хотели бы видеть в своих детях: честность, самоуважение, эрудиция, честолюбие, сила, здоровье, доброта, красота, ясный ум, умение любить, чувство юмора, умение ладить с другими людьми. "Я хочу гордиться своим ребенком", - скажет любой родитель. За ...

Методика исследования словаря и навыков словообразования
Исследование словаря и навыков словообразования Инструкция: у кошки – котята, а у… · Козы - собаки – · Волка - курицы – · Утки - свиньи – · Лисы - коровы – · Льва - овцы – 2. Образование существительных в уменьшительной форме Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечис ...

Описание процедуры исследования
Взрослость – это самый продолжительный период жизни человека, длящийся от окончания юности до начала старости. Изучать этот возраст лучше с использованием его деления на отдельные периоды. А при изучении жизненных перспектив это является необходимым условием. Теоретический анализ проблемы взрослого возраста показал нам, что существует м ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru