Система работ по развитию связной речи
Страница 4

Психология » Коррекционная работа с детьми с задержкой речи » Система работ по развитию связной речи

5. Чтение как особый прием, который учит узнавать жанровые особенности произведений (рассказ, сказка, стихи и т.д.). Можно дать установку на придумывание начала, середины, конца рассказа.

Для лучшего понимания текста, его содержания, делят его на части, разбирают каждую в отдельности, составляют план рассказа. Задачей обучения планирования является формирование у детей первоначального умения составлять план готового текста, рассказа и собственного самостоятельного речевого высказывания.

Кроме графического плана используется и предметно-графический план при работе над повествовательными рассказами цепной структуры, особенностью которых является то, что последующее слово – это конец предыдущего и начало нового предложения. В работе над таким видом связных высказываний обращается внимание на то, что предложения строятся по цепочке, соединенные друг с другом по смыслу. С этой целью используется панно, на котором сделаны прорези (карманчики). В услышанном рассказе выделяют основные предметы (объекты и субъекты), соединяем их между собой линией, обозначающей на панно предикат, выраженный глаголом.

Например, в работе над рассказом А. Митта «Шар в окошке» логопед ставит цель перед детьми: познакомиться с правилами построения рассказа цепной структуры с использованием картинно-графического плана. Логопед читает рассказ и просит детей запомнить, о каких предметах в нем рассказывается. Дети отбирают только те предметные картинки, о которых рассказывается в тексте, выставляют их на панно, соблюдая при этом последовательность рассказа. Логопед обращает внимание на стрелки на панно, объясняет, что это пропущенные слова-действия, которые помогут рассказать, что случилось с мальчиком. Обращается внимание детей на повторяющиеся слова, за счет которых предложения «дружат» друг с другом, образуя рассказ. В работе над такими рассказами можно создать проблемную ситуацию: предлагается убрать первое предложение, посмотреть, как изменится смысл рассказа. Ребята видят, что особое значение в рассказе имеет первое предложение, которое является доминирующим, главным в структуре всего рассказа, и что от него зависит весь смысл высказываний, мы как бы входим через него в рассказ. Поэтому при составлении самостоятельных рассказов очень важно это стержневое предложение.

Работу над цепной структурой повествовательных рассказов можно усложнить:

· предложить только предметные картинки, по которым дети смогут самостоятельно составить рассказ по составленному ими же картинно – графическому плану, используя типичную ситуацию из жизни;

· составление картинно-графического плана с введением в нетипичную ситуацию.

Это заставляет детей искать пути по выбору лексико-синтаксических средств повествования.

Особо нужно остановиться на языковом оформлении любой структуры текста. Используя предметно-графический план, очень удобно пользоваться всевозможными лексико-синтаксическими средствами. Это расширяет и обогащает словарь детей. Чаще в роли «заменителей» предметов выступают «контекстные» синонимы, антонимы, местоимения (личные, указательные, притяжательные, относительные), наречия. Эти новые средства связи в предложении обозначаются фишкой, символом запрета. [23, с.225]

Творческие, самостоятельные рассказы по замыслу создаются на основе синтеза всего изученного, мобилизуя умения, навыки составления плана рассказа, лексико-синтаксические средства, а главное – воображение. Темы для самостоятельных рассказов могут быть различны, например:

Ты отдыхал с родителями в горах, позвони другу, расскажи ему о своих впечатлениях и т. д. Особого внимания требует к себе и другой вид работы – это описательно-повествовательные рассказы, в основе которых обязательно наличие предмета и его исследование, а также и то, что предложения в таких рассказах равноценны, располагаются параллельно и от их перестановки смысл рассказа не изменяется.

Начинать эту работу нужно с описания времен года, лучше с зимы, когда у детей сформирован навык описания предмета, его исследования.

Используя таблицу признаков, дети учатся вычленять существенные, качественные свойства предмета, используя зрительные, тактильные, вкусовые анализаторы. Например, при описании фруктов, овощей дети вычленяют следующие признаки: форму, величину, размер, цвет, вкусовые данные, тактильные ощущения, обоняние. При описании животных учитывается их внешний вид, повадки, образ жизни, при этом последовательность при описании не соблюдается.

Страницы: 1 2 3 4 5


Результаты исследования. Результаты обследования раненых до реабилитации
Методика САН: Средние значения по всем шкалам методики САН находятся в пределах статистической нормы. Но нельзя говорить о благоприятном состоянии испытуемых, т.к. оценки, свидетельствующие о благоприятном состоянии, находятся в диапазоне от 5, 0 до 5,5 баллов[112]. Методика «Личностный опросник Бехтеревского института» (ЛОБИ) Наибол ...

Проведение методик для выявления влияния стиля педагогического общения на проявление дезадаптации школьников. Определение стиля педагогической деятельности
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л. (Приложение 1). Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информац ...

Бихевиористический подход к организации обучения и воспитания
В обл-ти восп-ия б/х проявил себя в конц-ции модиф-ции пов-ия. Мод-ция пов-ия (в шир-ом смысле) – это вся сово-сть мет-ов, направ-ых на изм-ние пов-ия лич-сти (это мет-ды псих-го воздей-ия, приме-ние спец-их преп-тов). Мод-ия пов-ия (в уз-ом смысле) – это собст-но псих-ие мет-ды воздей-ия, больш-во кот-ых основ-тся на классич-ом и опера ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru