Методика исследования навыков языкового анализа
Страница 1

Психология » Коррекционная работа с детьми с задержкой речи » Методика исследования навыков языкового анализа

Исследование навыков языкового анализа

1.

Сколько слов в предложении?

· День был теплый.

· Около дома росла высокая береза.

2.

Сколько слогов в слове?

· Дом

· Карандаш

3.

Определи место звуков в слове:

· Первый звук в слове крыша;

· Третий звук в слове школа;

· Последний звук в слове стакан.

4.

Сколько звуков в слове?

· Рак

· Сумка

· Диктант

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла - правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов - неверный ответ с третьей попытки.

2.2.3 Методика исследования грамматического строя речи

Исследование грамматического строя речи.

1.

Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.

· Наступила осень.

· Птичка свила гнездо.

· Над водой летали чайки.

· В саду было много красных яблок.

· Земля освещается солнцем.

· Ранней весной затопило весь наш луг.

· Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

· Медведь нашёл под большим деревом яму и сделал себе берлогу.

· Петя сказал, что он не пойдёт гулять, потому что холодно.

· На зелёном лугу, который за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения ( 1 – 2 раза).

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; 0 баллов – не воспроизведение.

2.

Верификация предложений.

Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

· Девочка гладит утюгом.

· Дом нарисован мальчик.

· Мальчик умывается лицо.

· Собака вышла в будку.

· Берёзки склонились от ветра.

· Солнце освещается землёй.

· По морю плывут корабль.

· У Нины большое яблоко.

· Хорошо спится медведь под снегом.

· Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями ( пропуск, перестановка, замена слов ); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов – ошибка не выявлена.

3.

Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я буду показывать слова, а ты постарайся составить из них предложение.

· Мальчик, открывать, дверь

· Девочка, читать, книжку

· Доктор, лечить, дети

· Рисовать, карандаш, девочка

· В, сад, расти, вишня

· Сидеть, синичка, на, ветка

· Груша, бабушка, внучка, давать

· Витя, косить, трава, кролики, для

· Миша, дать, собака, большая, кость

· Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности. (Например, предложение « Петя купил шар красный маме» построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно этот ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия.); 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Страницы: 1 2


Саморегуляция и познание в поведении
Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является выдающаяся роль, которую она отводит уникальной способности человека к саморегуляции. Устраивая свое непосредственное окружение, обеспечивая когнитивную поддержку и осознавая последствия своих собственных действий, люди способны оказывать некоторое влияние на свое поведение ...

Методы исследования супружеской совместимости
Особое значение в семейном консультировании имеет вопрос о выборе методов получения информации о конкретной супружеской паре, так как от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор коррекционной работы и её эффективность. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей ...

Причины нарушений интеллектуального развития у детей
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отста ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru