Профилактика самоубийств
Страница 2

Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:

• переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность быть понятым;

• действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;

• переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;

• чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;

• страх наказания, нежелание принести извинения;

• любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;

• чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;

• желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

• сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.

Характеристики подростков с риском самоубийства:

1. Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.

2. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).

3. Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении.

4. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.

5. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.

6. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.

7. Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.

Формы профилактики подростковой суицидности. Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:

• неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

• освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

• раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

• активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

• неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

• рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

• усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

• проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

• формирование у учащихся таких понятий, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

• повышение стрессоустойчивости путем психологической

• подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;

• психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств.

Для осуществления этого перечня необходимо:

- повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;

- увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;

- создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов; телефона

- доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.

Страницы: 1 2 3


Понятие внимания. Функции, виды и свойства внимания
Внимание– это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Функции: 1. Функция отбора - сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранени ...

Факторы, влияющие на самоубийство
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Невозможно выделить один или несколько главенствующих из них, приводящих к самоубийству. Речь всегда идет о сложном комплексе причин, обстоятельств и нюансов, преломляющихся личностью самоубийцы. Первым приходящее на ум, казалось бы, здравое ...

Бихевиористический подход к организации обучения и воспитания
В обл-ти восп-ия б/х проявил себя в конц-ции модиф-ции пов-ия. Мод-ция пов-ия (в шир-ом смысле) – это вся сово-сть мет-ов, направ-ых на изм-ние пов-ия лич-сти (это мет-ды псих-го воздей-ия, приме-ние спец-их преп-тов). Мод-ия пов-ия (в уз-ом смысле) – это собст-но псих-ие мет-ды воздей-ия, больш-во кот-ых основ-тся на классич-ом и опера ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru