Философия бессознательного

Психология » Общая психология » Философия бессознательного

Философию бессознательного создал немецкий философ XIX в. Э. Гартман. До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание является единственной формой духовной жизни. В 1910 г. в Бостоне состоялось I Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к этому времени ученые поняли, что бессознательное является фактором, который необходимо принимать во внимание при анализе самых различных психологических и психиатрических проблем: поведения, клинических случаев, природы эмоций, творчества, взаимоотношений между людьми. Но тогда бессознательное только лишь указывалось учеными в качестве объясняющего фактора многих психических явлений, но подходов к его осмыслению, раскрытию его особенностей и закономерностей действия они предложить не могли. Ситуация коренным образом изменилась только после появления трудов З. Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного.

В современном научном понимании проблемы бессознательного можно выделить два основных направления: теорию психоанализа, основоположником которой стал З. Фрейд, и теорию психологической установки Д. Н. Узнадзе. Эти подходы различаются взглядами на взаимодействие бессознательного с сознанием и психикой в целом. Психоаналитическая теория противопоставляет сознательное бессознательному и рассматривает их как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в своей основе идею целостной психики, опираясь на представление о единстве человеческой личности. Рассмотрим подробнее оба этих направления, чтобы составить более полное представление о данной проблеме.

З. Фрейд сравнивал сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все психические явления. К ней примыкает узкий коридор. На пороге между передней и коридором стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос, пропустить или нет его в коридор. Причем, даже если оно пропускалось, то это еще не означало, что оно непременно станет сознательным. Это произойдет лишь в том случае, если данное психическое явление привлечет к себе внимание сознания, расположенного в дальнем конце коридора. Таким образом, согласно этой метафоре передняя – обитель бессознательного, коридор – вместилище подсознания и только маленькая келья в конце коридора принадлежит сознанию, которое, находясь на задворках бессознательного, выступает в роли наблюдателя. Позднее Фрейд несколько изменил представление о структуре психики. Он выделил три уровня: «ид» («оно»), «эго» («я») и «супер-эго» («сверх-я»). Бессознательное «ид» предстает у Фрейда в качестве того глубинного слоя психики, в недрах которого зарождаются все психические явления. Сознательное «эго» выступает в качестве посредника между «ид» и внешним миром, «супер-эго» – олицетворение совокупности социальных требований, морально-этических и культурно-исторических норм.


Проблема агрессивности личности в современной психологии
Агрессивность – враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессивность [от лат. aggressio — нападать] также определяется как стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предраспо ...

Анализ полученных результатов
Выборка 1: выпускники городских школ (38 человек); Выборка 2: выпускники сельских школ (38 человек). Интерпретировав полученные баллы с помощью классификаторов тестов, получаем: 1) Тест «Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)» дал средний балл у выпускников городских школ 10,61 и 9,74 у выпускников сельских школ, что вход ...

Практическое исследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков
Исследование проводилось по экспериментальному плану Соломона для 4-х групп [5]. 1 замер 2-ой замер RTXT (8 класс) 12 чел RTT (11 класс) 15 чел R XT (10 класс) 6 чел RT (7 класс) 11 чел где: R – рандомизация Х – экспериментальное воздействие (демонстрация 12-ой серии аниме-сериала Хелсинг, см. Приложение 3) Т – проведение диагно ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru