Жизненные планы и профессиональное самоопределение

Психология » Психологические особенности возрастного развития юнешей и девушек » Жизненные планы и профессиональное самоопределение

Ранняя юность – начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два основных вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный), и «кем быть?» (профессиональный).

Юноши и девушки пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, жизненный план – это план деятельности.

Рассмотрим, что представляют собой жизненные планы современной молодежи Украины.

Группой социологов института исследования содержания и методов обучения при Министерстве образования Украины, были проведены социологические исследования методом анкетирования старшеклассников.1

Результаты анкетирования, а также статистические данные за 1998-99 годы, которые еще нигде не были опубликованы показали:

- пока ничего не планируют –11%;

- планируют закончить среднюю школу и поступать в ВУЗы – 57,4%;

- поступление в училища и техникумы, после окончания 9 класса –23,2%;

- работа на госпредприятиях – 2%;

- работа на частных предприятиях –4%;

- работа в бизнесе родственников –2,2%;

- открытие собственного дела –4,7%;

1 Суїменко Є. Життєві плани учнівської молоді //Шкільна бібліотека.-2003.-№10.-С.51.

- другая работа – работа – 3%.

Таким образом, большинство юношей и девушек планируют в дальнейшем продолжить свое обучение. Это обстоятельство обусловлено, во-первых, трудностями трудоустройства, во-вторых, понимание важности специального (и желательно высшего) образования для перспективы трудоустройства, в-третьих, желание продолжить свое беззаботное существование на иждивении.

На формирование жизненных планов различным образом влияют способности (уровень образования) юношей и девушек, а также материальное состояние их родителей и их образование. Известный факт, что чем выше уровень образования родителей, тем большая вероятность, что их дети будут продолжать обучение после школы и эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами, значительно выше, чем девушками.

Степень формирования жизненных планов у юношества также не однородна. По данным, собранным тем же институтом, у юношей и девушек старших классов четко определились только лишь 18,2%; примерно сложились – у 60,8%; только начинают формироваться – у 17,8%; вообще не задумываются над дальнейшим – 3,2%.1

Уверенность в исполнении жизненных планов юношей и девушек обусловлены пониманием своих собственных склонностей, способностей, пристрастий, трезвой оценкой обстоятельств. Опрос показал, уверенность полной мерой, в осуществлении своих жизненных планов присуща лишь 16,3%, с некоторой долей сомнения –12,5%, не уверены – 3, 9%.

Профессиональная ориентация – часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачен только тогда, когда он сопряжен с социально-нравственным выбором, с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».


Какие античные философы занимались психологией?
Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит. Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысл ...

Психологические особенности деловых совещаний и оценки деловых качеств подчиненных
В деловых совещании могут участвовать 7—9, максимум 12 человек, большое количество участников уже может снижать эффективность работы. Тема обсуждения должна быть заранее определена, чтобы участники могли профессионально подготовиться, продумать свои предложения, даже подготовить соответствующие доклады. Имеет значение пространственное р ...

Гендер и лидерство. Гендерные теории лидерства. Гендерная психология лидерства
До этого мы разбирали явление лидерства и феномен гендерных различий вне их взаимосвязи друг с другом. Но целью данной работы является именно интегральный анализ этих явлений. Итак, с середины 1970-х годов на стыке гендерной психологии и психологии лидерства формируется новая отрасль науки – гендерная психология лидерства. Прежде всего ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru