Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом

Основы психологии » Конфликт: функции и структура, динамика, типология. Способы психологической работы с конфликтом

Структура конфликта:

Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми. Стороны конфликта (участники) могут быть – отдельными людьми (межличностный конфликт), группы (межгрупповой), личность и группа (внутригрупповой). В социальной психологии не рассматриваются внутриличностные конфликты. Самый изученный вид в С-П – это межличностный конфликт. 1. Условия протекания конфликта – подразумевают не только непосредственное окружение конфликтующих, но и социокультурный контекст. Каждая личность представляет собой некую социальную страту, профессиональную область и т. д. 2. Образы конфликтной ситуации – система представлений: А) Представление о себе, Б) Представление о противнике, В) Представление о ситуации, Г) Представление об исходе конфликта. 3. Основная детерминанта протекания конфликта. Возможные действия участников – характер взаимодействия, стратегия конфликтного поведения и соотношение этих стратегий. 4. Исходы конфликтных действий 2 уровня: А) Идеальный, Б) Реальный.

Динамика конфликта. Этапы развития. 1. Возникновение конфликтной ситуации – возникает тогда, когда стремление одного партнера к достижению его цели объективно препятствует достижению другим партнером его цели. Первоначально конфликтная ситуация не осознается и этот период получил название – потенциальный конфликт. 2. Осознание участниками объективной конфликтной ситуации. А) Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ее без искажений – адекватно понятый конфликт. Б) Объективная конфликтная ситуация существует, но стороны, воспринимая ее конфликтную, имеют определенное искажение действительности – не адекватно понятый конфликт. В) Объективной конфликтной ситуации не существует - участники конфликтуют без причин – ложный конфликт. 3. Переход к конфликтному поведению. Открытая стадия для наблюдателя. Основная цель конфликта поведения - блокировать достижение противником его цели. Разрешение конфликта. А) Преобразование объективной ситуации, Б) За счет преобразования конфликтной ситуации. Частичное разрешение конфликта – открытых конфликтных действий нет, но сохраняется внутренняя готовность возобновить его. Функции конфликта: 1) Конструктивная, 2) Деструктивная. Дойч выделил Виды конфликта: 1. Подлинный конфликт – адекватно понятый. 2. Случайный или условный конфликт – факт существования конфликта зависит от быстро меняющимися обстоятельствами, но сами эти обстоятельства не осознаются участниками конфликта. 3. Смещенный конфликт – за явным конфликтом лежит более глубокий, который и является истинной причиной первого. 4. Ложный конфликт – неверно понятая предписанная ситуация. 5. Латентный конфликт – скрытый, причины могут не осознаваться.

Методы работы с конфликтом: 1. Прямые методы – привлечение третьего лица (обладает авторитетом, опытностью, объективностью) Суть данных методов выслушать позиции сторон и выявит причины конфликта, затем третейский судья принимает решение в пользу кого-то. 2. группа методов – косвенная не направленная напрямую на разрешение конфликта. А) Принцип обмена позиций (ролями), Б) Принцип выхода чувств, В) Принцип принудительного выслушивания.


Восприятие. Ощущение
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд о ...

Белок не обнаружен
Система-резус связана с присутствием в крови специфических белков (в составе эритроцитов). У 85% людей эти белки имеются — их кровь называется резус-положительной, а у 15% они не обнаруживаются и кровь соответственно считается резус-отрицательной. Плохо это или хорошо? Такая особенность обретает смысл лишь в определенных обстоятельствах ...

Функции эмоций
- Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта). - Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо я ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru