Психология труда как отрасль научного знания
Страница 1

Психология » Психология как научная дисциплина » Психология труда как отрасль научного знания

Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем мире, ожидается результат, совпадающий с целью, оптимальная активность (наличие воли), социализация деятельности (одобрение социума).

Проблема структуры деятельности. Выготский: Д = действие операция, цель. Рубинштейн: Трудовая деятельность – деятельность, направленная на производство конкретного продукта. Отсюда, действие каждого человека направлено на конкретный результат. Одно и то же действие может дать множество результатов. Поэтому результат соотносится с целью – желаемый результат. Для осуществления цели необходим учет условий, в которых ее предстоит реализовать. Соотношение цели с условиями определяет задачу, которая должна быть разрешена действием (человеческое действие по своему существу является решением задачи). Задача, в которой цель соотнесена с условиями, определяющими ее осуществление, определяет психологическое строение действия (так как присутствует определенное отношение как к условиям, так и к цели – это психологическое содержание действия). Операции – акты, на которое распадается действие в силу своей сложности; составные части действия. Всякое действие исходит из побуждения. Адекватно осознанное и соотнесенное с целью побуждение выступает как мотив. Леонтьев: Д всегда направлена на предмет – он придает определенную направленность Д. Это и есть мотив деятельности. Мотив отвечает той или иной потребности. Д без мотива не бывает. "Немотивированная Д" – это Д со скрытым мотивом. Действия – составляющие Д. Действия подчинены цели – результат, который должен быть достигнут. Операция – способ осуществления действий. Операции подчинены задаче - определенные условия. Зинченко: расширил понятие мотива. Мотивационно-установочная регуляция = потребности + мотивы + психологические установки. Операция – исполнительная часть Д (а еще есть мотивационная часть Д).

Функциональная структура Д: 1. Мотивационно-установочная регуляция (потребности, мотивы, установки, нормы, ценности). 2. Когнитивные компоненты (познавательные процессы и профессиональные знания=это система образно-концептуальных моделей). 3. Операционально-технические компоненты (составляющие Д – операция, действие, цель).

Психология труда – область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психологической деятельности человека в процессе его труда. Объект психологии труда – социальная единица (1 или несколько человек), которая участвует в процессе труда. Предмет – законы и закономерности функционирования психических процессов в процессе трудовой деятельности. Субъект – трудящийся человек. Цель психологии труда – психологическая рационализация труда (максимальный результат при минимальных затратах).

Разделы психологии труда (проблемы): приспособление техники к психическим особенностям человека; приспособление работы (процесса труда) к психическим особенностям человека; приспособление человека к технике и работе; приспособление человека к человеку в процессе труда. Основоположник психологии труда - Г.Мюнстенберг. Научная организация труда – это организация, при которой практической реализации конкретных мероприятий предшествуют научные исследования, а сами мероприятия базируются на достижениях современной науки и передовой практики.

Направления исследований в психологии труда: рационализация режимов труда и отдыха; динамика работоспособности человека; психологические вопросы проф. консультирования и проф. ориентации; пути формирования проф. пригодности; воспитание положительной профессиональной мотивации; оптимизация отношений в трудовом коллективе; психолого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения; влияние психологической напряженности, утомления, стресса, эмоциональных состояний на эффективность труда, т.е. безопасность труда. Человек в современных условиях труда использует машины. Психологические проблемы взаимодействия человека и машины – предмет инженерной психологии. Инженерная психология – это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы человек – машина (СЧМ). Возникает проблема взаимодействия Ч – М. Цель психолога: повышение эффективности труда человека. Задачи инженерной психологии: анализ функций человека в СЧМ; изучение процессов преобразования информации человеком (4 этапа: прием информации, переработка, принятие решения, осуществление управляющих воздействий); разработка принципов построения рабочих мест оператора; изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ; разработка принципов и методов проф. подготовки операторов в СЧМ; инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ; определение экономического эффекта инженерно-психологических разработок.

Страницы: 1 2


Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации
Деятельность специалистов, которые реализуют психологическое обеспечение в системе управления человеческими ресурсами, осуществляется как: * психолого-просветительская деятельность;* диагностика; * психологическая экспертиза; * психологическое воздействие, в частности, чтобы создать предпосылки к оптимальному функционированию персонала, ...

Психологическая теория деятельности. Виды деятельности
Эта теория начала разрабатываться в советской Т в 20-30-е годы. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию К. Маркса, и, прежде всего, ее главный для У тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание. Деятельность — те специфические процессы, ко ...

Сравнительный анализ результатов обследования
Для того, чтобы выявить результаты работы, было проведено полное исследование. В контрольном эксперименте участвовали те же две группы 2-а класса. В контрольной группе целенаправленной работы по развитию речи не велось, в экспериментальной группе – эта работа проводилась в течение года. Чтобы убедиться в эффективности используемой нам ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru