Психология труда как отрасль научного знания
Страница 1

Психология » Психология как научная дисциплина » Психология труда как отрасль научного знания

Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем мире, ожидается результат, совпадающий с целью, оптимальная активность (наличие воли), социализация деятельности (одобрение социума).

Проблема структуры деятельности. Выготский: Д = действие операция, цель. Рубинштейн: Трудовая деятельность – деятельность, направленная на производство конкретного продукта. Отсюда, действие каждого человека направлено на конкретный результат. Одно и то же действие может дать множество результатов. Поэтому результат соотносится с целью – желаемый результат. Для осуществления цели необходим учет условий, в которых ее предстоит реализовать. Соотношение цели с условиями определяет задачу, которая должна быть разрешена действием (человеческое действие по своему существу является решением задачи). Задача, в которой цель соотнесена с условиями, определяющими ее осуществление, определяет психологическое строение действия (так как присутствует определенное отношение как к условиям, так и к цели – это психологическое содержание действия). Операции – акты, на которое распадается действие в силу своей сложности; составные части действия. Всякое действие исходит из побуждения. Адекватно осознанное и соотнесенное с целью побуждение выступает как мотив. Леонтьев: Д всегда направлена на предмет – он придает определенную направленность Д. Это и есть мотив деятельности. Мотив отвечает той или иной потребности. Д без мотива не бывает. "Немотивированная Д" – это Д со скрытым мотивом. Действия – составляющие Д. Действия подчинены цели – результат, который должен быть достигнут. Операция – способ осуществления действий. Операции подчинены задаче - определенные условия. Зинченко: расширил понятие мотива. Мотивационно-установочная регуляция = потребности + мотивы + психологические установки. Операция – исполнительная часть Д (а еще есть мотивационная часть Д).

Функциональная структура Д: 1. Мотивационно-установочная регуляция (потребности, мотивы, установки, нормы, ценности). 2. Когнитивные компоненты (познавательные процессы и профессиональные знания=это система образно-концептуальных моделей). 3. Операционально-технические компоненты (составляющие Д – операция, действие, цель).

Психология труда – область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психологической деятельности человека в процессе его труда. Объект психологии труда – социальная единица (1 или несколько человек), которая участвует в процессе труда. Предмет – законы и закономерности функционирования психических процессов в процессе трудовой деятельности. Субъект – трудящийся человек. Цель психологии труда – психологическая рационализация труда (максимальный результат при минимальных затратах).

Разделы психологии труда (проблемы): приспособление техники к психическим особенностям человека; приспособление работы (процесса труда) к психическим особенностям человека; приспособление человека к технике и работе; приспособление человека к человеку в процессе труда. Основоположник психологии труда - Г.Мюнстенберг. Научная организация труда – это организация, при которой практической реализации конкретных мероприятий предшествуют научные исследования, а сами мероприятия базируются на достижениях современной науки и передовой практики.

Направления исследований в психологии труда: рационализация режимов труда и отдыха; динамика работоспособности человека; психологические вопросы проф. консультирования и проф. ориентации; пути формирования проф. пригодности; воспитание положительной профессиональной мотивации; оптимизация отношений в трудовом коллективе; психолого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения; влияние психологической напряженности, утомления, стресса, эмоциональных состояний на эффективность труда, т.е. безопасность труда. Человек в современных условиях труда использует машины. Психологические проблемы взаимодействия человека и машины – предмет инженерной психологии. Инженерная психология – это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы человек – машина (СЧМ). Возникает проблема взаимодействия Ч – М. Цель психолога: повышение эффективности труда человека. Задачи инженерной психологии: анализ функций человека в СЧМ; изучение процессов преобразования информации человеком (4 этапа: прием информации, переработка, принятие решения, осуществление управляющих воздействий); разработка принципов построения рабочих мест оператора; изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ; разработка принципов и методов проф. подготовки операторов в СЧМ; инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ; определение экономического эффекта инженерно-психологических разработок.

Страницы: 1 2


Речь и язык. Функции и виды речи
Речь – процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах. Язык– система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми (общаясь др ...

Бессознательное
Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, но сознательно человеком не фиксируются. Они относятся к сфере неосознаваемого (или бессознательного ...

Беседа с элементами тренинга
Цель: Раскрыть секреты внимания и памяти. Показать роль внимания и памяти в учебной деятельности, интеллектуальном развитии личности. Задачи: 1. Рассказать о видах и свойствах памяти, приемах запоминания, эффективных в учебной деятельности. 2. Познакомить с непроизвольным и произвольным вниманием и простейшими приемами концентрации ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru