Анализ поведение лиц склонных к суициду
Страница 3

Психология » Психологические аспекты суицида » Анализ поведение лиц склонных к суициду

Современные психологические исследования подтверждают, что склонность личности к решению жизненных кризисов (проблем) путем самоубийства находятся в неразрывной связи с генетикой (наследственностью).

Суицидальное поведение, как и любое другое, социально детерминировано, а значит, условия воспитания ребенка в семье (отсутствие одного из родителей, особенно отца, гиперопека со стороны матери, дистантность отца, психическое насилие со стороны родителей), особенности социализации личности имеют огромное значение в формировании патологической склонности личности к суициду.

Психологические факторы и уровень культуры данного человека и его окружения создают условия, в которых и возникают определенные формы суицидального поведения. Насколько успешно человек может адаптироваться к социальной среде, настолько меньшей будет степень возникновения суицидального поведения. Адаптированностьличности характеризуется его умением ориентироваться на установленные в данном обществе требования, формироваться в зависимости от принятых здесь ценностных ориентации, гармонично входить в социальные или профессиональные группы и др. /8/.

Сходные по своим объективным признакам конфликтные обстоятельства (будь то семейные ссоры или развод, нанесенные оскорбления или профессиональные неудачи), даже если они затрагивают наиболее значимые сферы личности, т.е. имеют характер психотравмы, не определяют однозначно тактику поведения. Одни лица, оказавшись в подобных обстоятельствах, вступают в борьбу с «противником», другие «вызывают помощи», третьи пытаются избежать угрожающих моментов, четвертые склонны винить себя, пятые «опускают руки», подставляя себя под удары судьбы. Но, так или иначе, ряды «внешних» и «внутренних» условий сходятся в одном пункте, где из переплетения рождается конкретная специфическая форма поведения. Это пункт осмысления ситуации своего места в ней. Это выбор и реализация собственной стратегий пресуицида. В подавляющем большинстве случаев суицидов детско-родительские взаимоотношения в семьях были нарушены. 40% суицидентов мамы воспитали сами. При этом в половине случаях отцы отсутствовали с самого рождения, а вполовину развод произошел в раннем детстве суицидентов, и отцы не поддерживали отношения с детьми. Еще в 10% случаев родители находились в разводе (или были близки к этому). Но проживали в одной квартире, что обусловливало постоянные конфликтные взаимоотношения. У 25 % суицидентов семейная обстановка была благополучной, но наблюдались искажения поло-ролевых взаимоотношений между родителями. Во всех этих случаях подобные патопсихологические поведенческие нарушения были представлены властной, доминирующей, гиперопекающей, одновременно тревожной и экзальтированной матерью с жестким, дистантным отцом, нежно любящим детей, но практически не выражающим свои чувства. В 55 % описанных случаев отцы злоупотребляли алкоголем, что было дополнительным психотравмирующим фактором для этих суицидентов. Еще 10 % случаев при внешне благополучной обстановке в семье и хороших взаимоотношениях между родителями родительские установки по отношению к суицидентам носили жесткий, протекционистский характер. В большинстве наблюдаемых случаев матери проживали роль протестующей, но мужественно переносящей трудности жертвы, потенцируя формирование у подрастающего ребенка чувства безнадежности и потерянности, склонности к эмоциональной зависимости. Кроме того одновременное наличие у матерей властности, тревожности и гиперопеки (описанный в литературе как образ «психосоматической» матери, потенцирующей формирование психосоматических расстройств у ребенка) было мощным дезадаптирующим фактором, непосредственно вызывающим хроническую астенизацию.

Кроме искаженных поло-ролевых и поведенческих случаев, которые наблюдались в семьях суицидентов, можно отметить существенные нарушения коммуницирования между родителями и детьми. Выше обозначенные формы поведения обуславливали у родителей контакт с детьми по типу «диалог в виде монолога» (при такой форме общения человек общается не с реальным собеседником, а со свом представлением о нем). Соответственно, то, что мысли и мнение детей не воспринимались близкими, рождало у суицидентов не только чувство отвержения с формированием последующего аффектно-протестного поведения, но и интенциональную слабость: чтобы я не делал, не говорил, меня не понимают и со мной не считаются – тогда зачем вообще жить. Амбрумова А.Г. /3/ приводит стройную классификацию форм суицидального поведения начиная от возникновения первых антивитальных переживаний и заканчивая суицидальными попытками лил завешенными суицидами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Интегрированные уроки по обучению связной речи детей в работе над деформированным вариантом текста
Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. Практикой доказано: чтение - наиболее благоприятный предмет в сочетании с изобразительным искусством. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, ...

Теории мышления в отечественной психологии
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, ...

Экспериментальное изучение возрастных мотивационных особенностей. Организация экспериментального исследования
Теоретический анализ показал, мотивация и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи. Данное предположение и будет основной гипотезой нашего исследования. Целью исследования является п ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru