Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации
Страница 3

Психология » Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения » Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации

Акцент гештальт-подхода на переживании «здесь и сейчас» оказал огромное влияние на другие теории. Другие аффективные подходы в консультировании, так же как поведенческие и когнитивные, сместили фокус своей работы на настоящее, независимо от того, что стоит в центре терапии — чувства, поведение или мышление. Ориентация на «здесь и сейчас» обеспечивает основу для формирования «Я-Ты»-отношений, в которых происходит обращение непосредственно к значимой личности, а не просто рассказ о ней консультанту[47].

Тревога

с точки зрения гештальт-подхода есть следствие разрыва между «сейчас» и «потом». Перлз утверждает, что люди испытывают тревогу, потому что не живут в настоящем, а переносятся в будущее, надеясь при этом, что ничего плохого не произойдет. В итоге, живя в будущем, ты не замечаешь того, что находится у тебя в руках. Это приводит либо к грезам наяву — «уходу» из настоящего в «лучшие времена», либо к ожиданию неизбежной катастрофы. Все это влияет на реальное самочувствие клиента и может быть преодолено только с помощью возврата к непосредственному осознаванию настоящего.

Иные проблемы возникают, когда человек сосредотачивается на прошлом. Обычно это проявляется в форме приписывания прошлому ответственности за то, что происходит с человеком сейчас. Используя прошлые события и переживания в качестве козла отпущения, клиент переносит на них ответственность за свое нынешнее поведение и таким образом избавляется от ответственности в настоящем. Такое избегание жизни в настоящем предохраняет личность от затрат энергии или времени на творческое созидание и изменения, которые могли бы сделать настоящее более удовлетворительным. Прошлое уже минуло и не может переживаться иначе, как в фантазиях. Гештальт-терапевт старается с помощью фантазии перенести прошлое в на­стоящее, предлагая клиенту представить, как будто былые события происходят сейчас. Повторное переживание прошлого в настоящем помогает клиенту переоценить былые события и по-новому интегрировать их в свою жизнь.

Сказанное выше в первую очередь относится к незаконченным делам и незавершенным переживаниям. Перлз считает необходимым повторное переживание тех событий, по отношению к которым клиент продолжает испытывать невыраженные чувства: гнев, боль, тревогу, печаль, вину, обиду, отчуждение и т. д. Хотя эти чувства непосредственно не выражаются, они связаны с воспоминаниями клиента о конкретных событиях, которые живут в нем в виде незакрытых или нерешенных вопросов. Перлз считает, что простого интеллектуального осознания этих событий недостаточно, клиент должен полностью пережить их и проработать сопутствующие этим событиям чувства[48].

Еще одним ключевым понятием гештальт-подхода является рост

, или созревание

, определяемое Перлзом как «переход от внешней поддержки к опоре на себя». Созревание — это скорее процесс, а не продукт. Этот процесс предполагает освоение индивидуумом необходимых для осуществления самоподдержки функций и обучение искусству мобилизации собственных ресурсов для продуктивного взаимодействия с внешней средой. Такое научение приводит к творческому регулированию, в котором активное, динамичное и изменяющееся «Я» способно адекватно реагировать как на внешнее давление, так и на внутренние потребности организма.

Главная цель гештальт-терапии – достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, жела­ний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего ми­ра, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осо­знания, не дает стойких результатов или приводит к возникно­вению новых проблем на месте старых.

Цель гештальт-терапии больше, чем решение частных про­блем, она направлена на изменение всего стиля жизни человека. Гештальт-терапевт стремится помочь участнику терапии принять на себя ответственность за свои мысли, чувства и поступки, погрузиться в бытие в текущем моменте, войти в полный контакт с реально­стью, основанный на осознавании[49].

В результате гештальт-терапии человек приобретает способ­ность сознательно выбирать свое поведение, используя различ­ные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более напол­ненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям дру­гих людей и сам способен обходиться без манипуляций, други­ми словами, он научается «стоять на собственных ногах».

Гештальт-терапия проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Если гештальт-терапия проводится в груп­пе, то психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифицировать­ся с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Формальные свойства конструктов
Келли предположил, что все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим. Конструкт «научный – ненаучный», например, вполне ...

Дошкольный возраст
Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, ...

Приложения
Приложение 1 Математический расчет по определению влияния фактора возраста на значимость жизненных сфер для человека Тс=56; 76; 72; 60 ∑(Т2с)=562+762+722+602=17696 с=4; n=20; N=80 (∑хi)2=2642=69696 (∑хi)2/N=2642/80=871,2 1) Подсчитываем SSфакт SSфакт=1/n*∑Т2с-1/N*(∑хi)2=13,6 2) Подсчитываем SSобщ ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru