Психологическая теория деятельности. Виды деятельности
Страница 1

Основы психологии » Психологическая теория деятельности. Виды деятельности

Эта теория начала разрабатываться в советской Т в 20-30-е годы. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию К. Маркса, и, прежде всего, ее главный для У тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание.

Деятельность — те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности. Деятельность – активное взаимодействие с окр действительностью, в ходе кот субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет т.о. свои потреб-ти. Имеет сложное иерархическое строение. Главный тезис – не сознание определяет бытие, деят-ть чел, а бытие, деят-ть определяет его сознание. Основные понятия теории – деят-ть, сознание, лич-ть. Уровни деят-ти: особые виды деят-ти – уровень действий – уровень операций – уровень психо-физиол ф-ций. Особые виды деят-ти: игра, учение, труд. Игра – в ней ребенок моделирует общественные отношения взрослых. Учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками, необходимыми для трудовой деят-ти. Труд – деят-ть, направленая на создание общественно полезного продукта, удовлетворяет материальные и духовные потреб-ти людей. Однако то же понятие можно применить к массе др активностей чел: забота о воспитании ребенка, увлечение спортом и т.д. Действие – процесс, направленый на реализацию цели. Цель – образ желаемого рез, сознательный образ. Действие - это основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеризуя понятие «действие» можно выделить следующие 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержании цели. данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии. 2.действие - это одновременно и акт поведения, следовательно, теория деятельности сохраняет так же достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность (принцип единства сознания и поведения). Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. 3.через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма. Деятельность - активный целенаправленный процесс (принцип активности). 4.понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Действия человека предметны, они реализуют социальные - производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Выделяют следующие виды действий:

1. внешние, которые выполняются с помощью внешнего двигательного аппарата. Эти действия предметны и направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира; 2. внутренние (умственные), которые выполняются в уме, во внутреннем плане, в плане сознания. Среди умственных действий выделяют:

Страницы: 1 2 3


Поведение как предмет психологического изучения. И.М.Сеченов как основоположник науки о поведении. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения
Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон. Задача – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. Цель: открыть средства контроля за поведением. Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слабые, не видны). ...

Психокоррекционный этап исследования
Психокоррекционный этап исследования представляет собой применение метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации, военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий в Чеченской республике. Психологическая реабилитация пострадавших, подвергавшихся воздействию психогенных факторов в экстремальных услови ...

Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп
Проблема малой группы является наиболее разработанной проблемой в социальной психологии. Перед тем как дать определение малой группы, рассмотрим историю ее исследования. В самых ранних исследования в США в 20-е гг. выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других. Акцент делался именно на факте про ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru