Психологическая теория деятельности. Виды деятельности
Страница 2

Основы психологии » Психологическая теория деятельности. Виды деятельности

a) перцептивные (те, которые формируют целостный образ восприятия предметов и явлений); b) мнемические (те, которые обеспечивают фиксацию, хранение и воспроизведение информации); c) мыслительные (те, которые обеспечивают решение задач); d) имажитивные (те, которые обеспечивают процессы воображения в процессах творчества). Деятельность и действия не совпадающие между собой в реальности, что выражено у Леонтьева в формуле: «деятельность не носит аддитивный характер», т.е деятельность не есть простая сумма отдельных действий, т.е. одно и тоже действие может относиться к разным деятельностям, оно может переходить из одной деятельности в другую. Одна и та же деятельность состоит из разных действий. Один мотив порождает много разных действий.

Принципы теории деят-ти: 1. Действие включает акт сознания в виде постановки и удержания цели (т.е. желаемого рез), но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии. 2. Действие – это акт поведения, взаимосвязанный с сознанием. Вывод: неразрывность сознания и поведения. 3. Через понятие действие вводится принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности (реактивность подразумевает ответное действие на стимул, т.е. стимул является активным компонентом, а активность с т.зр. теории деят-ти – это св-во самого субъекта). Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение кот направлено действие. 4. Действия чел предметны; они реализуют соц: производственные и культурные цели. Принцип предметности чел деят-ти и принцип ее соц обусловленности. Операция – способ выполнения действия. Хар-р используемых операций зависит от условий (внутр средства, внешн обстоятельства), в кот совершается действие. Операция — способ выполнения действия. зависит характер используемых операций от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. По существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания, другие возникают из действий путем их автоматизации. Причем операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознание даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Цель, данная в опред условиях, называется задачей. Уровень операций – уровень автоматических действий и навыков. 1ые – возникают путем адаптации, подражания (не осознаются), 2ые – сознательные действия, благод автоматизму, ставшие навыками (на грани сознания). Признак, разграничивающий действие и операции – соотношение м/ду степенью осознанности выполнения деят-ти. Действия могут превращаться в операции, и операции в действия (прим с печкой блинов; речью). Психо-физиол ф-ции – это физиол обеспечение психич процессов (это ряд возможностей нашего организма: способ-ть к ощущению, моторные способ-ти, возможность фиксации следов прошлых воздействий) ( напр, опосредованное запоминание возможно только благод врожденной мнемической ф-ции). Психо-физиол ф-ции – это органический фундамент процесса деят-ти. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий, но и постановка самих задач.

Страницы: 1 2 3


Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика. История вопроса
Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Го ...

Архетип чудовища
Разумные существа не человеческой и не животной природы - традиционный компонент культуры. Редкий бестселлер обходится без него. Знакомство с чудовищами начинается в детстве. Одно из наиболее популярных детских чудовищ – Буратино. Он безопасен, хотя у него изначально нет христианской души. Он не человек: он не тонет в воде. Ему близок В ...

Результаты исследования. Результаты обследования раненых до реабилитации
Методика САН: Средние значения по всем шкалам методики САН находятся в пределах статистической нормы. Но нельзя говорить о благоприятном состоянии испытуемых, т.к. оценки, свидетельствующие о благоприятном состоянии, находятся в диапазоне от 5, 0 до 5,5 баллов[112]. Методика «Личностный опросник Бехтеревского института» (ЛОБИ) Наибол ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru