Психологическая теория деятельности. Виды деятельности
Страница 2

Основы психологии » Психологическая теория деятельности. Виды деятельности

a) перцептивные (те, которые формируют целостный образ восприятия предметов и явлений); b) мнемические (те, которые обеспечивают фиксацию, хранение и воспроизведение информации); c) мыслительные (те, которые обеспечивают решение задач); d) имажитивные (те, которые обеспечивают процессы воображения в процессах творчества). Деятельность и действия не совпадающие между собой в реальности, что выражено у Леонтьева в формуле: «деятельность не носит аддитивный характер», т.е деятельность не есть простая сумма отдельных действий, т.е. одно и тоже действие может относиться к разным деятельностям, оно может переходить из одной деятельности в другую. Одна и та же деятельность состоит из разных действий. Один мотив порождает много разных действий.

Принципы теории деят-ти: 1. Действие включает акт сознания в виде постановки и удержания цели (т.е. желаемого рез), но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии. 2. Действие – это акт поведения, взаимосвязанный с сознанием. Вывод: неразрывность сознания и поведения. 3. Через понятие действие вводится принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности (реактивность подразумевает ответное действие на стимул, т.е. стимул является активным компонентом, а активность с т.зр. теории деят-ти – это св-во самого субъекта). Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение кот направлено действие. 4. Действия чел предметны; они реализуют соц: производственные и культурные цели. Принцип предметности чел деят-ти и принцип ее соц обусловленности. Операция – способ выполнения действия. Хар-р используемых операций зависит от условий (внутр средства, внешн обстоятельства), в кот совершается действие. Операция — способ выполнения действия. зависит характер используемых операций от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. По существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания, другие возникают из действий путем их автоматизации. Причем операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознание даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Цель, данная в опред условиях, называется задачей. Уровень операций – уровень автоматических действий и навыков. 1ые – возникают путем адаптации, подражания (не осознаются), 2ые – сознательные действия, благод автоматизму, ставшие навыками (на грани сознания). Признак, разграничивающий действие и операции – соотношение м/ду степенью осознанности выполнения деят-ти. Действия могут превращаться в операции, и операции в действия (прим с печкой блинов; речью). Психо-физиол ф-ции – это физиол обеспечение психич процессов (это ряд возможностей нашего организма: способ-ть к ощущению, моторные способ-ти, возможность фиксации следов прошлых воздействий) ( напр, опосредованное запоминание возможно только благод врожденной мнемической ф-ции). Психо-физиол ф-ции – это органический фундамент процесса деят-ти. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий, но и постановка самих задач.

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности конфликтов в детско-родительских отношениях. Роль родителей в формировании личности ребенка
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, воз ...

Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как субъекта жизнедеятельности. Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность"
В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность. Рубинштейн – динамическая тенденция; Леонтьев – смыслообразующий мотив; Мясищев – доминирующее отношение; Ананьев – основная жизненная направленность. Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности. А.Н.Леонтьев. Параметры (основани ...

Влияние Интернет-зависимости на развитие личности подростка
Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи "компьютер-психика". В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и системным. А.Е. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу психологических исследовани ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru