Эмпирическое изучение жизненных перспектив в период взрослости. Обоснование выбора методов исследования
Страница 1

Психология » Изучение жизненных перспектив в период взрослости » Эмпирическое изучение жизненных перспектив в период взрослости. Обоснование выбора методов исследования

Исследование проводится с помощью метода эксперимента. По своему виду эксперимент является естественным, так как исследование проводится без отрыва испытуемых от реальных условий их жизнедеятельности. Эксперимент является однофакторным, так как в нем мы выделяем одну независимую переменную, в качестве которой выступает возраст человека. Мы рассматриваем взрослый возраст, в котором выделили четыре периода. Таким образом, мы говорим, что фактор взрослого возраста представлен четырьмя уровнями: ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость, предпенсионный возраст. Эксперимент проводим по многоуровневому плану с независимыми группами. Экспериментальный план – 1х4. Зависимой переменной являются жизненные перспективы. Эксперимент проводится по межгрупповой схеме задания, так как у нас несколько групп испытуемых, одновременно выполняющих одну и ту же деятельность, и разные группы испытуемых подвержены влиянию разных уровней независимой переменной. Это дает возможность сравнения результатов. Для обработки данных применяется однофакторный дисперсионный анализ для несвязанных выборок. Метод однофакторного дисперсионного анализа применяется в тех случаях, когда исследуются изменения результативного признака под влиянием изменяющихся условий или градаций какого-либо фактора. В данном варианте метода влиянию каждой из градаций фактора подвергаются разные выборки испытуемых. Этот метод позволяет нам оценить влияние фактора на независимую переменную. Однофакторный дисперсионный анализ является параметрическим методом обработки данных, так как основой его расчета является F-критерий Фишера.

Для изучения жизненных перспектив во взрослом возрасте нами был составлен план диагностических процедур. Мы планируем сначала выявить важные для того или иного периода взрослости жизненные сферы и жизненные ценности. Это очень важно для изучения данного феномена, так как жизненные перспективы во многом зависят от профессионального, семейного, социального и др. самоопределения человека. Далее мы посмотрим, как эти ценности реализуются в условиях жизнедеятельности и, какими мотивами человек при этом руководствуется, а также проследим направленность личности в каждом из периодов взрослого возраста. Так как жизненная перспектива зависит от социально-психологической зрелости и активности целесообразно будет также выявить уровень самоактуализации людей во взрослом возрасте. Исследуя эти параметры, можно будет выстроить целостную картину будущего для взрослого человека. Можно будет проследить как изменяются с возрастом мотивы, ценности, цели человека, предпочитаемые жизненные сферы деятельности, стремление к самоактуализации. На основании всего этого мы сделаем вывод о жизненных перспективах людей в раннем, среднем, позднем периоде взрослости и в предпенсионном возрасте.

В работе используются следующие психодиагностические методики:

1) Морфологический тест жизненных ценностей, авторами которой являются В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина. Данная методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина. Данная методика получила название "Морфологический тест жизненных ценностей" (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно-ценностной структуры личности. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином "ценность" мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. С помощью этой методики мы сможем определить мотивационно-ценностную структуру личности для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности.

2) Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (автор методики – С.С. Бубнова). С помощью данной методики мы определим степень выраженности каждой из ценностных ориентаций личности, куда относятся: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье. Методика направлена на изучение реализации данных ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1 Типы поведения по Р. Мертону Типы поведения Типы приспособления к обществу Особенности Первый тип конформность соответствие культурным целям и средствам; Второй тип инновация согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения (рэкет, шантаж, спекуляция, торговля нарко ...

Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п. Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосов ...

Концепция психических процессов И. М. Сеченова.
Огромным вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических процессов. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению – нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения основных категорий концептуального аппарата сеч ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru