Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации
Страница 2

Психология » Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения » Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации

Основные положения гештальт-терапии

В целом, теория гештальт-терапии основывается на следую­щих положениях[44]:

· Человек представляет собой целостное социо-био-психологическое существо. Любое деление его на составные части, например, психику и тело, является искусственным.

· Человек и окружающая его среда представляют собой еди­ный гештальт, структурное целое, которое называют полем организм - окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться. www.banklines.ru

· Человеческое поведение, согласно теории гештальт-терапии, подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в дан­ном примере) приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.

· Контакт — базовое понятие гештальт-терапии. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, также как в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в сре­де, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружа­ющей средой, в гештальт-терапии называют границей кон­такта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-терапия опи­сывает типичные нарушения контактной границы, кото­рые делают взаимодействие со средой, в том числе меж­личностное, неэффективным.

· Осознание — осведомленность о том, что происходит вну­три организма и в его окружающей среде. Осознание не­тождественно интеллектуальному знанию о себе и окру­жающем мире. Оно включает переживание восприятия как стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма — ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности — идей, образов, воспоминаний и предвос­хищений, то есть охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и жи­вотные. Однако в цивилизованном мире у людей гипер­трофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание, в противоположность рациональному знанию, дает реальную информацию о по­требностях организма и об окружающей среде.

· Здесь и сейчас — принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет сделать более интенсивным процесс осознания.

· Ответственность — способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь — за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.

Основная цель практики гештальт-терапии

— это расширение осо­знания. Огромное количество человеческих проблем свя­зано с тем, что подлинное осознание реальности подменя­ется интеллектуальными и, зачастую, ложными представ­лениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления засло­няют реальность и затрудняют удовлетворение потребно­стей организма — процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

Феноменологический подход в гештальт-терапии реализует­ся через то, что терапевт с уважением относится как к субъек­тивному опыту клиента, так и к своему субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт не вкладывает какого-либо опреде­ленного значения в переживания и поведение клиента, в про­цессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение[45].

Наиболее значительным понятием гештальт-терапии является понятие «сейчас»

. Согласно Перлзу, осознание того, что происходит в каждый момент времени, позволяет непрерывно получать новый опыт через ощущения. Позволяя себе полностью переживать настоящее, индивидуум запускает органическую саморегуляцию, сводя на нет возможности самообмана, внешнего контроля и других факторов, которые вмешиваются в естественный процесс саморегуляции организма. Достижение состояния непрерывного осознавания настоящего есть главная цель гештальт-терапии. Перлз на примерах показывает, что «осознавание как таковое может быть целебным»[46].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Семья как единица психологического анализа
Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Н.Я.Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - это ячейк ...

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Дошкольный возраст 3-7 лет. Социальная ситуация развития. Ее создает отделение от взрослого, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Он хочет активно действовать в этом мире, но напрямую это невозможно и ребенок находит способ действовать в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности – сюжетно-ролевую игру ...

Коммуникативная компетентность как социально-психологический феномен. Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»
Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то: При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридическому соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru