Профессионально важные качества сотрудников МВД. Понятие профессионально важных качеств
Страница 1

Психология » Методы исследования профессионально важных качеств сотрудников МВД » Профессионально важные качества сотрудников МВД. Понятие профессионально важных качеств

При изучении содержания и источников профессионального развития в отечественной психологии реализуются положения о взаимовлиянии деятельности и личности.

Становление личности человека в ходе его профессионализации изучалось Б.Г. Ананьевым, А.А. Деркачем, Е.А. Климовым, Н.В. Кузьминой, Б.Ф. Ломовым, К.К. Платоновым, Ю.П. Поваренковым, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриковым и др.

Успешность профессионализации человека зависит от зрелости качеств личности, соответствующих требованиям деятельности. Вместе с тем сама профессионализация есть форма трудовой деятельности и социализации личности. Совокупность психических свойств, качеств субъекта деятельности в своей целостности, организованная для выполнения конкретной деятельности, образует психологическую систему деятельности.

Занимаясь изучением субъекта труда, необходимо знать особенности требований профессии к психическим качествам работника, что в дальнейшем позволяет определить степень психологического соответствия человека определенной профессии.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения. Данные качества называются профессионально важными качествами.

Так, в научной литературе различают профессионально важные качества в узком и в широком смысле - как менее и как более интегральные психологические "единицы".

Примером широкой трактовки понятия "профессионально важных качеств субъекта деятельности" может служить их оценка В.А. Бодровым. Профессионально важные качества - это "вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы".

Профессионально важные качества - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.

Под профессионально важными качествами

также принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. - В.Д. Шадриков.

По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально-важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

В качестве профессионально важных могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства субъекта (конституциональные, соматические, нейродинамические и т.д.).

"

Профессионально-важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией." - определение Е.А. Климова.

С одной стороны, профессионально-важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны - они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Согласно В.Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности. Для будущих квалифицированных рабочих и специалистов учащихся профессиональных лицеев и колледжей основу профессионально важных качеств составляют способности и характерологические черты обучаемых.

Страницы: 1 2 3


Понятие способностей. Способности и задатки
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Развитие способностей происходит поэтапно. Предпосылкой развития способностей являются ЗАДАТКИ – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения ...

Ранний возраст (1-3 года)
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью. Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирован ...

Реагирование на конфликтное поведение
Каким бы совершенным человеком вы ни были, люди вокруг вас останутся обычными людьми — нередко готовыми вас задеть, унизить, ударить, оскорбить и прочее — походя или специально. Как относиться к таким ситуациям, как отвечать, на что обращать внимание? Главное — принципиальное внутреннее отношение. Конечно, важно, как вы сможете ответи ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru