Исследование взаимоотношений детей в школьном
объединении. Социометрическое
исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива
школьного объединенияСтраница 2
По данным исследования рассчитывались 2 социометрических индекса: индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Они рассчитываются по формулам:
Индекс социометрического статуса, отражающий меру влияния на жизнь группы, рассчитан по формуле:
, где
- социометрический статус i-того члена,
- полученные i-тым членом выборы,
- знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-того члена, N- число членов группы. Расчет этого индекса для каждого члена группы приводится в Таблице 1.
Индекс групповой сплоченности рассчитывается по формуле, отражающий разделенность совместной деятельности и эмоциональные привязанности членов группы, рассчитывается по формуле:
, где
- взаимность в группе по результатам положительных выборов,
- положительная взаимная связь в группе, N – число членов группы, К – максимальное число положительных выборов, которое может сделать каждый член группы. Появление в знаменателе (N – 1) означает, что возможное число положительных выборов, могущих стать взаимными рассчитывается для «парного», четного числа членов. Очевидно, что нечетное число членов группы при нечетном допуске количества выборов заставляет уменьшать при расчетах общее число членов на 1. 3 из возможных 45 положительных выборов никогда не станут в данном случае взаимными. В числителе располагается число наличных взаимных положительных выборов в количестве 6. (Таблица 2.1 Социометрическая матрица). Таким образом, индекс групповой сплоченности будет равен:
Таблица 2. 1. Социометрическая матрица
Кто выбирает? |
Шефатова |
Лунева |
Красноперова |
Кондратьева |
Пастухова |
Мельникова |
Иванова |
Кобцева |
Голтвина |
Данилов |
Попов |
Альмухамедов |
Петров |
Стручалин |
Тепикин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | |
|
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- | |||||||||
Лунева |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- | |||||||||
Красноперова |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- | |||||||||
Кондратьева |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |||||||||
Пастухова |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |||||||||
Мельникова |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- | |||||||||
Иванова |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- | |||||||||
Кобцева |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- | |||||||||
Голтвина |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- | |||||||||
Данилов |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ | |||||||||
Попов |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Альмухамедов |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ | |||||||||
Петров |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Стручалин |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Тепикин |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Полученные положительные выборы |
1 |
8 |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
11 |
3 |
2 |
3 |
1 |
Полученные отрицательные выборы |
-3 |
0 |
-3 |
-2 |
-2 |
-3 |
-3 |
-6 |
-4 |
-5 |
0 |
-3 |
-4 |
-2 |
-4 |
Сумма полученных положительных и отрицательных выборов |
-2 |
8 |
-1 |
-1 |
1 |
-2 |
0 |
-4 |
-3 |
-2 |
11 |
0 |
-2 |
1 |
-3 |
Индексы социометрического статуса |
-0,15 |
+0,57 |
-0,07 |
-0,07 |
+0,07 |
-0,15 |
0 |
- 0, 28 |
-0,21 |
-0,15 |
+0,78 |
0 |
-0,15 |
+0,07 |
-0,21 |
Какие особенности свойственны житейской психологии?
Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. С возникновением человеческого общества возникает и психология. Таким образом, психология -это прежде всего, познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности пр ...
Глоссарий
№ пп
Новое понятие
Содержание
1
2
3
1
Внутригрупповой конфликт
столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения.
2
Внутриличностный
конфликт
вн ...
Личностное развитие в юношей и девушек в возрасте 14-15 лет. Биологические
и психологические особенности развития
Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «третий мир», который существует между детством и взрослостью.1 Биологически – это период завершения ф ...