Заключение
Страница 1

Теоретическое осмысление проблемы мотивации позволило сделать следующие выводы:

1) рассматривая мотивацию как начало произвольного акта, нелогично говорить о произвольной и непроизвольной мотивации

2) нет необходимости выделять «вырабатываемые в течение жизни мотивы», как это делают некоторые авторы. Мотивы всегда формируются в индивидуальной жизни человека, а не имеются в готовом виде уже при рождении

3) мотивы не могут действовать непроизвольно

4) не может быть внешних и внутренних мотивов, о чем говорят многие авторы (как и внешней и внутренней мотивации, что постулируют некоторые психологи). Мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними (интероцептивными). Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов.

5) слабость процессов целеобразования в старшем школьном возрасте выражается в том, что при выборе целей ученик обнаруживает неумение сочетать главные цели с второстепенными, вследствие чего упускает из вида ряд целей, запускает одно, наверстывает другое, не умеет распределять внимание между несколькими целями. Старшеклассник не всегда готов соотнести свои потребности со своими способностями и возможностями

6) мотивация и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи. Что теоретически подтверждает выдвинутую гепотизу.

В ходе практического исследования удалось установить несколько дополнительных фактов и сделать определенные выводы:

1) На протяжении онтогенетического развития в подростковом и юношеском возрастах происходит постепенное выявление мотивационного полюса достижения успеха, избегания неудачи.

2) Наблюдается тенденция возрастания мотивации достижения успеха при ее доминировании.

3) Мотивация избегания неудачи в подростковом и юношеском возрастах изменяется незначительно.

4) Получила подтверждение теория о независимом, параллельном развитии мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи: обе эти мотивации не являются крайними делениями одной шкалы, не являются полной противоположностью друг другу, а могут существовать и существуют независимо.

5) В целом подтвердилась теория корреляции склонности к риску и мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Однако совпадение не полное, что, вероятно, можно объяснить рядом объективных или иных субъективных причин, которые в данном исследовании не рассматривались.

6) В подавляющем большинстве случаев испытуемым во все рассмотренные возрастные периоды свойственен средний уровень тревожности, что соответствует необходимой норме, и стремление к большему «укреплению средних позиций».

7) При переходе от одного возрастного периода к другому происходит снижение уровня тревожности.

8) Возрастание мотивации достижения успеха и снижение уровня тревожности в подростковом и юношеском возрасте доказывает их взаимосвязь и подтверждает выдвинутую гипотезу.

Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что вопрос изучения уровня тревожности и связи его с мотивацией достижения успеха, избегания неудачи является крайне важным для стабилизации успешности подростка и юноши в учебной и иной деятельности.

Страницы: 1 2


Что такое стресс?
Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на образ наших мыслей по коренным жизненным вопросам. Термины "дарвиновская ...

Этноцентризм
С точки зрения социальной психологии можно определить три основные линии исследования психологии классов: · психологические особенности разных конкретных классов (работников, селян, буржуазии и т.д.); · характеристика классовой психологии разных классов одной эпохи; · соотношение классовой психологии и психологии отдельных членов кла ...

Этапы развития психики в филогенезе
Филогенез – историческое формирование группы организмов. В психологии – процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также процесс возникновения и эволюция форм сознания в ходе истории человечества. Безусловный рефлекс– наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значим ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru