Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте.
Страница 3

Психология » Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка » Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте.

Большие возможности для ускоренного развития дело­вых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людь­ми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоя­тельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предпри­имчивости, практической сметки.

Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежне­му несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учат­ся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте возникает отчет­ливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мне­нию сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в част­ности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Формируют­ся и новые критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудно­сти, обусловленные неумением подростков правильно воспри­нять взрослого, дать ему верную оценку.

В этом возрасте происходят положитель­ные изменения в самовосприятии, в частности растет са­моуважение и повышается оценка себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицатель­ные самооценки подростков становятся более дифференциро­ванными, характеризующими поведение в отдельных социаль­ных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подро­стками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тен­денция как бы противоположного характера. В начальный пе­риод подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, за­тем — черты характера и, наконец, глобальные личностные осо­бенности.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подро­стками окружающих людей. Эталоны межличностного восприя­тия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнени­ями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференциро­ванными, индивидуально различными.

Можно сделать вывод по всей главе:

Наиболее актуальными для развития личности являются:

1. школьная тревожность, т.к. большую часть времени подросток проводит в школе;

2. социальные отношения, отношения со сверстниками, т.к. в этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками и именно сверстник становится образцом равнения;

3. развитие воли, т.к. в этом возрасте происходит становление волевых качеств личности.

Следовательно, дальнейшее экспериментальное изучение особенностей эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте будет осуществляться в данных направлениях.

Страницы: 1 2 3 


Глоссарий
№ пп Новое понятие Содержание 1 2 3 1 Внутригрупповой конфликт столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения. 2 Внутриличностный конфликт вн ...

Анализ результатов
Данные исследования агрессивного поведения младших школьников заносились в таблицу 1. ИФ Несуществующее животное Наблюдение Уровень агрессивности Егор К. + + Высокий Никита Д. ± ± Средний Владислав Г. ± ± Средний Николай К. + + Высокий Богдан Ш. ± ± С ...

Сравнительное описание свойств личности I фактора
Фактор А: "замкнутость - общительность" А- / 0-6 баллов А+ / 7-12 баллов Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных, непосредственных кон ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru