Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте.
Страница 2

Психология » Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка » Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте.

В старшем подростковом возрасте многие мальчики начина­ют заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых ка­честв личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, — юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных подростков спо­собом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепив­шиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятель­ности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть вы­ражена следующим образом: от умения управлять собой, концен­трировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хоро­шему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовос­питания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойст­венно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подрост­кам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых склады­ваются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домо­водство, а также спорт.

Описанные полоролевые различия между мальчиками и де­вочками способствуют тому, что у них вырабатываются настой­чивость и работоспособность как раз в таких видах деятельно­сти, которыми им придется заниматься, став взрослыми.

В подростковом возрасте происходят существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие подростки сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого воз­раста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

Выбор будущей профессии способствует появлению новых мотивов учения, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной рабо­той, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Это становится возможным благодаря проявлениям волевого усилия.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с проявлениям эмоционально – волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на груп­повой основе: учение, труд, игра.

Страницы: 1 2 3


Ситуативно-коммуникативные
Ситуативно-коммуникативные игры формируют: —умение выстраивать элементарные коммуникативные действия в общении; —умение общаться на людях; —умение целенаправленно организовывать общение и управлять им; —умение управлять инициативой в общении; —умение обеспечить психозащиту, психонейтрализацию, коммуникативное воздействие в общении; ...

Степени выраженности характера. Акцентуации
Степени выраженности характера в системе отношений: 1. «Человек – окружающий мир» - убежденный, беспринципный 2. «Человек – деятельность» - деятельный, бездеятельный 3. «Человек – другие люди» - общительный, замкнутый 4. «Человек – Я» - эгоистический, альтруистический Акцентуации характера– чрезмерная выраженность отдельных черт ха ...

Методика исследования понимания логико–грамматических
отношений Исследование понимания логико–грамматических отношений 1.а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом. 2.а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом. 3. Скажи что верно: весна бывает перед летом или – лето перед весной? 4.Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? 5. Сашу ударил Коля. Кто дра ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru