Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья
Страница 1

Психология » Психология как научная дисциплина » Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья

Психология З. появ.в США. 1978. Матараццо возглавил кафедру психологии здоровья. Психол. З - это комплекс спец. образоват-х, научных и проф.взглядов психологии как науки по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней. Психология З. - наука о психологическом обеспечении здоровья чел-ка на всем протяжении его жизн. пути. Дубровина

. 3 составляющие: здоровая Я-концепция, адекватная ситема отношений, здоровое самовосприятие. Здоровье- сложный, многомерный феномен. Это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутсвие каких-либо болезней, дефектов. Целостность, компетентность, ответственность – формула здоровья.

В психологическом контексте здоровье рассматривается как определенный уровень интегрированности личности. Шувалов сформулировал положения о здоровье: 1. Здоровье является одной из базовых ценностей в жизни людей 2. З – идеальное состояние. На протяжении своей жизни человек не бывает вполне здоров. 3.З. – это сложный многомерный феномен, отражающий 3 модуса человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможно разделение здоровья на соматическое, психическое и личностное здоровье человека. 1. З

– это одновременно и состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма; во-вторых, развитие и функционирование психической сферы; в-третьих, становление, самоопределение, позиционирование личности. 2. Существует эффект взаимовлияния духа, души и тела

и именно этот эффект определяет состояние человека. 3. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека. 4. Человек м.б. здоров лишь при определенных условиях жизни. Условия, удовлетворительные для одного человека, могут оказаться болезнетворными для другого. 5. Для определения состояния здоровья человека необходимы с одной стороны некий эталон здоровья

, с другой – описание закономерностей возникновения и течения болезней

, т.е. необх.сист.научных представлений о норме и патологии. Олпорт

один из первых,кто обратился к проблеме развития человека. Человек – прежде всего, существо сознательное и наделенное свободой воли. Человек способен самостоятельно формировать свое Я. Бессознательные импульсы в жизни здорового человека должны играть нездоровую роль. Функциональная автономность – независимость поведения от обстоятельств детства. У здорового взрослого человека поведение должно определяться настоящей ситуацией. Между здоровой и нездоровой личностью нет континуума: ЛИБО ДА, ЛИБО НЕТ. Особенности психологически здоровой личности: 1. широкие границы Я 2. способность к теплым сердечным отношениям, неотягощенным ревностью и эгоцентричными притязаниями 3. положительный образ себя и самопринятие, включающие умение справляться с отрицательными эмоциями, терпимое отношение к собственным ошибкам и недостаткам. 4. реалистичное восприятие, опыт и притязания, чувство юмора и цельная направляющая жизненная философия, которая придает смысл всему тому, что делает человек. Для характеристики личности использовал термин "проприум

" - включающий черты, присущие только данному человеку. У здоровой личности проприум развит нормально. Важная роль – взаимоотношения с матерью. Роджерс

Человеку присущи мощные позитивные силы(заложенные внутри самой природой). Этот потенциал нужен для раскрытия – стремление к самоактуализации. У каждого человека потенциал есть и должен проявиться. Здоровые личнсти – самоактуализирующиеся. Маслоу Теория базируется на теории 5 базовых потребностей. – физиологические, безопасность, любовь, уважение, самоактуализация. Удовлетворение базовых потребностей – предпосылки для возникновения и развития потребностей более высокого порядка.+ 2 потребности: в познании и эстетические (стремление к гармонии). Психологически благополучный человек – самоактуализировавшийся. Черты самоактуализированных людей: - объективное восприятие реальности- принятие себя, других и мира- служение (способность понять свое призвание и отдаться этому делу)- простота и естественность Только зрелые люди могут достичь психологического здоровья (1%). Не идеализировал человеческую природу. Большинство "средних людей" с комплексом Ионы, они боятся, не решаются отдаться опыту. Постулаты теории Маслоу

:1. представление о порочности человеческой природы так же как и идеализация ее неконструктивно и ошибочно. Сущность человека находится на грани порока и добродетели.2. возможности развития человека лишь в некоторой степени детерминированы генетически. 3. Для человека хорошо все, что благоприятствует развитию его сущностной природы. Все, что искажает сущностную природу приводит к психопатологии. Фромм

Страницы: 1 2


Введение.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жесто ...

Исследование взаимоотношений детей в школьном объединении. Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения
Для выявления положения ребенка в системе межличностных отношений, используется социометрический метод Дж. Морено, разработанный им специально для выявления симпатий-антипатий в группе. Социометрическая методика применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их дальнейшего изменения. Очевидно, что от педагога ...

Метод наблюдения для оценки волевых качеств.
Волевые качества оценивали классные руководители. Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не присуще данному субъекту. Признаки волевых качеств школьников: Признаки дисциплинированности ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru