Понятие, структура и содержание сознания
Сознание– функция головного мозга, сущность которой заключается:
1 сущность – в адекватном, обобщенном и осуществляющемся в речевой форме активном отражении действительности (с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире);
2 сущность – в связывании вновь поступающей информации с прежним опытом (открываю один глаз утром и определяю, где я, то я в сознании)
3 сущность – выделении человеком себя из окружающего мира, противопоставление себя как субъекта, конструктивно-творческой переделке внешнего мира (познающий субъект, способный мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролирующий собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность)
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей
Сознание человека – это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Характеристики сознания – непрерывность, динамизм, направленность (с чем связан интерес)
Структура сознания:
- осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается
- ощущения,
- восприятия,
- представления,
- понятия,
- мышление
- внимание
- волнение,
- боязнь,
- плач,
- восхищение,
-любовь
-ненависть
Содержание сознания:
- образы непосредственного окружающего мира (напр.природы),
-образы-воспоминания (напр.из детства, значимой встречи),
-мимолетные ощущения себе, своей силы и благополучия,
-острое отрицательное эмоциональное переживание (думаешь о чем-то хорошем, а затем вспоминаешь, что завтра тебе нужно что-то доделать на работе)
- мысли
- идеи
Группа
Группа – это ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американск ...
Общее представление о психологии как науке задача
курса
Итак, самая общая задача "Введения" - заложить фундамент ваших психологических знаний.
Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика ...
Диагностика школьной дезадаптации
Методика на выявление школьной дезадаптации предназначена для классного руководителя. Опросник содержит 46 вопросов (Приложение 2), характеризующих каждого ученика. При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.
Обработка результатов
Таб ...