Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализацииСтраница 2
Для информационного стиля мышления характерно понимание роли избирательности в восприятии личностью, роли психологической установки на восприятие, меняющей, порой кардинально, угол зрения, учет этих факторов при восприятии и оценке информации, понимание того, что эти информационные закономерности могут исказить восприятие информации и спровоцировать неадекватную эмоциональную реакцию на нее. Отсюда следует еще одна из задач формирования информационного стиля мышления личности - воспитание умения адекватно реагировать на поступающую ин формацию, избавляться от импульсивных, непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия.
Основы формирования мышления закладываются в раннем детстве, поэтому первым социальным институтом формирования информационной культуры выступает семья, осуществляющая подготовку личности к восприятию социально необходимого объема информации, формирующая социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения, ценностные ориентации, морально-этические нормы.
Используя из педагогического арсенала методы поощрения и порицания, родители формируют направленность интересов, ценностных ориентации ребенка, стимулируют его познавательную активность. Рост объема информации, получаемой далее в рамках образовательных учреждений, сопровождается и овладением способами ее логической переработки путем применения многообразных методов организации познавательной и практической деятельности личности.
Информационная культура личности в качестве одной из задач второго блока выдвигает проблему формирования культуры производства и потребления информации. Эта проблема рассматривается в морально-этическом плане, поскольку информация несет в себе мощный эмоциональный заряд, способный воздействовать на личность как во благо ей, так и во вред. В данном случае выработка у личности культуры производства и потребления информации включает выработку этических принципов, оптимальных форм поведения, рациональных привычек, способствующих гармонизации этого процесса, предотвращения внутреннего психического дисбаланса.
Скорость и интенсивность распространения стандартных образцов мышления, поведения, заключенных в продуктах массовой культуры, расширяющих свой сбыт с помощью средств массовой информации, ведет к унификации форм общественной жизни, к деформации шкалы житейских ценностей, навязыванию личности определенных ориентации. В рамках информационной культуры личности общество должно выработать систему противодействия, защиты личности от возможных информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, а также воспитать чувство ответственности за производство и распространение информации, понимание возможных ее последствий, ее негативного воздействия на личность и общество из-за многократного усиления техническими средствами.
Культура производства и потребления информации включает выработку оптимальных форм поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации, воспитание критического отношения к ней, оценку ее полноты и достоверности, понимание необходимости проверки информации на достоверность. Знание одной из закономерностей информационного процесса, а именно того, что при передаче по различным каналам из-за многократного отражения степень адекватности воспроизведения информации уменьшается, содержание информации из-за внесения личностных оценок, расстановки акцентов, высвечивания ее отдельных, сторон искажается, ставит перед информационной культурой личности - задачу формирования умения и понимания значения работы с первоисточниками.
С этой задачей тесно связаны задачи предотвращения дисфункционального использования информации и привычки потреблять несложную, адаптированную информацию, выработки навыков психогигиены восприятия информации, рациональных привычек, свойств личности для защиты от информационного шума.
Мышление как решение задач. Операции и формы мышления
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление - это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой ...
Речь и язык. Функции и виды речи
Речь
– процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах.
Язык– система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми (общаясь др ...
Соотношение биологического и социального
Рис. 9. Соотношение базовых понятий
Рис. 10. Факторы формирования личности ...
