Анализ результатов исследования
Страница 3

В основном на всех рисунках у детей из полных семей было чувство общности, так как дети не отдаляли членов семьи друг от друга. По рисункам видно, что между всеми нарисованными членами семьи есть чувство сплоченности и поддержки. Это очень важно для построения хороших отношений между всеми членами семьи. На рисунках детей из полных семей семьи изображены в полном составе. Это говорит о том, что семьи этих детей дружные, то есть ребенок выражает положительные эмоциональные связи между всеми членами семьи.

Сравнивая рисунки детей из полных семей и семей, переживших развод, можно сделать следующие выводы:

- в распавшихся семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25 % выше, чем их сверстники в полных семьях;

- в 22 % рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из распавшийся семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует во всех рисунках;

- дети из семей, недавно переживших развод, в 20 % выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;

- нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 25 % детей из распавшихся семей, несколько ниже этот показатель в полных семьях – 10 %.

Данные по различиям в двух группах представлены в таблице 5 Приложения 2.

По нашим наблюдениям, дети из полных семей оказались энергичными и веселыми, они прилежно учатся, учителя очень хорошо отзываются об успеваемости и поведении детей. Они внимательны, любознательны, у них очень много друзей, они общительны. Дети из семей, недавно переживших развод, напротив, скромны, застенчивы, более спокойны. Они также являются прилежными учениками, но учителя подчеркивают проблемы со вниманием и самоконтролем. Они менее общительны, нежели их сверстники из полных семей.

Использование U – критерия Манна – Уитни показало, что практически по всем изучаемым параметрам наблюдается значимость различий в уровне исследуемого признака. Так, наиболее достоверные различия обнаружены по параметрам «Настроение», «Реактивная тревожность», «Личностная тревожность», «Открытость», «Зеркальное «Я», «Самообвинение» (уровень значимости 0,01). Значимые различия по параметрам «Самочувствие», «Активность», «Самопринятие», «Саморуководство», «Самопривязанность» и «Внутренняя конфликтность» (уровень значимости 0,05).

Не обнаружено различий по уровню измеряемого признака по шкалам «Самоуверенность», «Самоценность».

Таким образом, развод как кризисная ситуация в семье, оказывает значительное влияние на личность ребенка. Это влияние затрагивает многие стороны личности, в первую очередь, дестабилизирует эмоциональную сферу, нарушает представления ребенка о себе и о его семье, снижает уровень его самочувствия и активности.

Страницы: 1 2 3 


Общее представление о характере. Основные типологии характера и его акцентуации
Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и 'способы эмоционального реагирования (то есть речь идет о том, как действует человек). Свойства характера так же, как и свойства темперамента, относятся к формально-динамическим особенностям поведения. Однако, в первом случае эти свойства п ...

Обучение составлению эвристических алгоритмов, как способ развития творческих способностей младших школьников
В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества и выявили психологические составляющие, необходимые для творческой деятельности. Это: - гибкость ума, включающая способность к выделению существенных признаков из множе ...

Этап второй
После раскрытия шейки матки наступает второй период родов — потужной. Потуга — это та же схватка, только ощущения иные: позыв сходить в туалет по-большому (головка ребенка начинает давить на прямую кишку). Период менее длительный (от 40 минут до 2 часов), но именно во время потуг ребенок и рождается. Для вас это основной этап активной ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru