Анализ результатов исследования
Страница 3

В основном на всех рисунках у детей из полных семей было чувство общности, так как дети не отдаляли членов семьи друг от друга. По рисункам видно, что между всеми нарисованными членами семьи есть чувство сплоченности и поддержки. Это очень важно для построения хороших отношений между всеми членами семьи. На рисунках детей из полных семей семьи изображены в полном составе. Это говорит о том, что семьи этих детей дружные, то есть ребенок выражает положительные эмоциональные связи между всеми членами семьи.

Сравнивая рисунки детей из полных семей и семей, переживших развод, можно сделать следующие выводы:

- в распавшихся семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25 % выше, чем их сверстники в полных семьях;

- в 22 % рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из распавшийся семьи выражает свое амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует во всех рисунках;

- дети из семей, недавно переживших развод, в 20 % выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;

- нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 25 % детей из распавшихся семей, несколько ниже этот показатель в полных семьях – 10 %.

Данные по различиям в двух группах представлены в таблице 5 Приложения 2.

По нашим наблюдениям, дети из полных семей оказались энергичными и веселыми, они прилежно учатся, учителя очень хорошо отзываются об успеваемости и поведении детей. Они внимательны, любознательны, у них очень много друзей, они общительны. Дети из семей, недавно переживших развод, напротив, скромны, застенчивы, более спокойны. Они также являются прилежными учениками, но учителя подчеркивают проблемы со вниманием и самоконтролем. Они менее общительны, нежели их сверстники из полных семей.

Использование U – критерия Манна – Уитни показало, что практически по всем изучаемым параметрам наблюдается значимость различий в уровне исследуемого признака. Так, наиболее достоверные различия обнаружены по параметрам «Настроение», «Реактивная тревожность», «Личностная тревожность», «Открытость», «Зеркальное «Я», «Самообвинение» (уровень значимости 0,01). Значимые различия по параметрам «Самочувствие», «Активность», «Самопринятие», «Саморуководство», «Самопривязанность» и «Внутренняя конфликтность» (уровень значимости 0,05).

Не обнаружено различий по уровню измеряемого признака по шкалам «Самоуверенность», «Самоценность».

Таким образом, развод как кризисная ситуация в семье, оказывает значительное влияние на личность ребенка. Это влияние затрагивает многие стороны личности, в первую очередь, дестабилизирует эмоциональную сферу, нарушает представления ребенка о себе и о его семье, снижает уровень его самочувствия и активности.

Страницы: 1 2 3 


Рекомендации по понижению уровня агрессии у сотрудников охранно - конвойной службы
Для коррекции агрессивного поведения у сотрудников охранно - конвойной службы предлагается использовать модель изменений агрессивного поведения и “Тренинг модификации поведения”, предложенную И. А. Фурмановой. Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей сотру ...

Оптимизация деятельности учащихся в организации контроля над учебной деятельностью. Реализация контроля над учебно-педагогической деятельностью
Уже идёт шестой год с того момента как школы нашего государства перешли 12-ти балльную систему оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Испытав на себе это реформирование, можем сказать, что переход с 5-ти балльной на 12-ти балльную систему был достаточно тяжел как для учащихся, так и для учителей. И те и другие продолжают до сих п ...

Основные психологические характеристики периода взрослости
Несмотря на то, что взрослость занимает две трети человеческой жизни, – это наименее изученный возрастной период. В технологически развитых обществах нет четких признаков вступления во взрослость, таких как обряды посвящения в примитивных обществах. Согласно Ф. Арьесу, на протяжении многих веков считалось, что младенцы, дети и взрослые ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru