Анализ результатов исследованияСтраница 2
Результаты, полученные в исследовании, приведены в таблице 2 Приложения 2 и показаны на рисунках 3 и 4.
Анализ полученных данных говорит, что детей из семей, недавно переживших развод, характеризует повышенный уровень как реактивной, так и личностной тревожности. Как мы знаем, личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности.
Рисунок 3. Уровень реактивной и личностной тревожности детей из полных семей
Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией. Для детей из семей, переживших развод, свойственна устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги.
Рисунок 4. Уровень реактивной и личностной тревожности детей из семей, переживших развод
Высокие и повышенные показатели реактивной тревожности характеризуют этих детей повышенным напряжением, беспокойством, нервозностью. Можно говорить о том, что дети из полных семей чувствуют себя уверенней и защищенней по сравнению со сверстниками из семей, где недавно произошел развод.
Результаты изучения особенностей самоотношения детей из полных семей и семей, переживших развод (таблицы 3 и 4 Приложения 2) показаны на рисунках 5 и 6.
Рисунок 5. Результаты изучения особенностей самоотношения детей
(шкала 1 - внутренняя честность; шкала 2 – самоуверенность; шкала 3 – саморуководство; шкала 4 - зеркальное «Я»; шкала 5 – самоценность; шкала 6 – самопринятие; шкала 7 – самопривязанность; шкала 8 - внутренняя конфликтность; шкала 9 – самообвинение)
Сравнительный анализ полученных данных показывает, что детей из семей, переживших развод характеризует большая закрытость, более выраженная неудовлетворенность собой и своими возможностями, сниженной саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом, сниженной самоценности. Этих детей характеризует недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.
Особенно следует отметить наличие у детей из семей, недавно переживших развод, внутреннюю конфликтность, что может свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Выражено у них и самообвинение, что говорит о готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
Анализ полученных данных показывает (рис.6), что у детей из семей, переживших развод, снижены значения по шкалам самоуважения, аутосимпатии и повышены по шкале внутренней неустроенности. Они в целом ниже оценивают собственное «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. У них снижено эмоциональное отношение к своему «Я». Совокупность полученных показателей говорит на наличии дезадаптации у этих детей.
Рисунок 6. Соотношение значений по шкалам второго порядка
Данные, полученные с помощью объективных методов исследования, дополнялись и уточнялись результатами, полученными с помощью методики «Кинетический рисунок семьи».
Анализ методики «Кинетический рисунок семьи» был направлен на изучение личности ребенка, в особенности его эмоциональной сферы. Анализ полученных данных показывает, что дети из семей, недавно переживших развод, очень часто уменьшали состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им эмоционально менее привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Также среди детей из распавшихся семей были рисунки, когда ребенок не включал себя или вместо семьи рисовал только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Для рисунков детей из семей, переживших развод, характерно отделение членов семьи друг от друга. Это указывает на чувство невключенности, отчужденности. На некоторых рисунках у детей из распавшихся семей наблюдается тенденция не дорисовывать членов своей семьи.
Коррекционно-развивающая программа «путь к вершине»
Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками и плодотворного взаимодействия с учителями и родителями, адаптация в системе общественных отношений на новой ступени развития и личностный рост.
Задачи программы:
- формирование социальн ...
Психология в реальном маркетинге
Эффект ореола.
Симпатичных людей, например, обычно считают более умными, успешными и популярными. Это эффект ореола в психологии. Эффект ореола работает и в маркетинге. Что стоит за феноменальным успехом Apple Computer? iPod. В 2005 финансовом году продажи Apple Computer выросли на 68%. Прибыль на 384%. Акции на 177%. А чистая рентабел ...
Архетип чудовища
Разумные существа не человеческой и не животной природы - традиционный компонент культуры. Редкий бестселлер обходится без него. Знакомство с чудовищами начинается в детстве. Одно из наиболее популярных детских чудовищ – Буратино. Он безопасен, хотя у него изначально нет христианской души. Он не человек: он не тонет в воде. Ему близок В ...