Анализ результатов исследования
Страница 2

Результаты, полученные в исследовании, приведены в таблице 2 Приложения 2 и показаны на рисунках 3 и 4.

Анализ полученных данных говорит, что детей из семей, недавно переживших развод, характеризует повышенный уровень как реактивной, так и личностной тревожности. Как мы знаем, личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности.

Рисунок 3. Уровень реактивной и личностной тревожности детей из полных семей

Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией. Для детей из семей, переживших развод, свойственна устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги.

Рисунок 4. Уровень реактивной и личностной тревожности детей из семей, переживших развод

Высокие и повышенные показатели реактивной тревожности характеризуют этих детей повышенным напряжением, беспокойством, нервозностью. Можно говорить о том, что дети из полных семей чувствуют себя уверенней и защищенней по сравнению со сверстниками из семей, где недавно произошел развод.

Результаты изучения особенностей самоотношения детей из полных семей и семей, переживших развод (таблицы 3 и 4 Приложения 2) показаны на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5. Результаты изучения особенностей самоотношения детей

(шкала 1 - внутренняя честность; шкала 2 – самоуверенность; шкала 3 – саморуководство; шкала 4 - зеркальное «Я»; шкала 5 – самоценность; шкала 6 – самопринятие; шкала 7 – самопривязанность; шкала 8 - внутренняя конфликтность; шкала 9 – самообвинение)

Сравнительный анализ полученных данных показывает, что детей из семей, переживших развод характеризует большая закрытость, более выраженная неудовлетворенность собой и своими возможностями, сниженной саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом, сниженной самоценности. Этих детей характеризует недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

Особенно следует отметить наличие у детей из семей, недавно переживших развод, внутреннюю конфликтность, что может свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Выражено у них и самообвинение, что говорит о готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

Анализ полученных данных показывает (рис.6), что у детей из семей, переживших развод, снижены значения по шкалам самоуважения, аутосимпатии и повышены по шкале внутренней неустроенности. Они в целом ниже оценивают собственное «Я» по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. У них снижено эмоциональное отношение к своему «Я». Совокупность полученных показателей говорит на наличии дезадаптации у этих детей.

Рисунок 6. Соотношение значений по шкалам второго порядка

Данные, полученные с помощью объективных методов исследования, дополнялись и уточнялись результатами, полученными с помощью методики «Кинетический рисунок семьи».

Анализ методики «Кинетический рисунок семьи» был направлен на изучение личности ребенка, в особенности его эмоциональной сферы. Анализ полученных данных показывает, что дети из семей, недавно переживших развод, очень часто уменьшали состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им эмоционально менее привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Также среди детей из распавшихся семей были рисунки, когда ребенок не включал себя или вместо семьи рисовал только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Для рисунков детей из семей, переживших развод, характерно отделение членов семьи друг от друга. Это указывает на чувство невключенности, отчужденности. На некоторых рисунках у детей из распавшихся семей наблюдается тенденция не дорисовывать членов своей семьи.

Страницы: 1 2 3


Причины агрессии, её виды и механизмы действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот п ...

Восприятие. Ощущение
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд о ...

Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция
Большое значение имеет то, как человек воспринимает партнера по общению. Часто восприятие человека человеком называют социальной перцепцией. Но это понятие, считает Г.М. Андреева, в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого ново ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru