Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье
Страница 3

Психология » Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка » Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье

По мнению Й.Лангмейер и З.Матейчик, еще одна мучительная составляющая процесса переживания горя - ощущение вины [28, с.112]. В этом отношении дети гораздо уязвимее взрослых из-за особенностей его мышления. Для ребенка все, что происходит вокруг него, происходит из-за него. «Если мамы больше нет со мной - это из-за того, что я плохой. У хороших детей мамы не умирают».

Следует отметить, что дети обладают невероятным запасом жизненных сил и способностью к адаптации, поэтому их горе не длится непрерывно, как у взрослых. Периоды горевания обычно сменяются просветами, когда ребенок, как ни в чем ни бывало, веселится, играет, смотрит любимые мультики. Дети словно делают перерывы в работе горя, справляясь с ним «по кусочкам».

Другой ненормативный семейный кризис - инцест в отношении ребенка - накладывает на его развитие немалые последствия. А.А.Осипова пишет, что ребенок, ставший жертвой насилия со стороны собственных родителей, оказывается в самом сложном положении. Он злится на них - не может не злиться, ведь из-за них он испытал боль и страх. Но сразу вслед за волной злости приходит мучительная волна вины и ужаса, что теперь они потеряны навсегда - из-за него [38, с.216]. В результате ребенок приходит в состояние крайнего стресса, у него появляются признаки аутоагрессии - гнева, направленного на самого себя. Он может до крови щипать и царапать себя, под корень сгрызать ногти, вырывать у себя волосы, или «нечаянно» каждый день получать ушибы, ожоги, порезы; подростки могут всерьез думать о самоубийстве.

Автор указывает, что приступы гнева могут чередоваться с периодами «правильности», почти пугающей послушности. Ребенок вдруг начинает аккуратно складывать свои вещи, сам садится делать уроки, вызывается помочь по дому и т.д. Он словно надеется магическим образом «все исправить», стать «хорошим ребенком, у которого все хорошо». Другой вариант «магического поведения» - ребенок намеренно делает свое положение как можно более ужасным. Он или чудовищно ведет себя, навлекая на свою голову все возможные кары, или тяжело заболевает (разом всеми хроническими заболеваниями, которые у него когда-либо были, присоединив к ним пару новых).

По мнению Н.И.Олифирович, последствия инцеста разнообразны и проявляются в эмоциональной, когнитивной и (или) поведенческой сферах личности. У детей, подвергшихся сексуальному насилию, создается повышенный риск развития следующих нарушений:

□ аддикции: имеются данные о том, что такие дети в семь раз чаще злоупотребляют алкоголем или другими веществами, изменяющими состояние сознания;

□ склонность к суициду: жертвы инцеста в 10 раз чаще совершают суицидальные попытки;

□ занятия проституцией: большое количество случаев детской и подростковой проституции сопровождается наличием в анамнезе ребенка сексуального насилия;

□ психические нарушения: у детей - жертв сексуального насилия симптомы психических нарушений возникают чаще, чем у детей, не подвергавшихся насилию;

□ посттравматическое стрессовое расстройство и сексуализированное поведение;

□ развитие в зрелом возрасте эмоциональных расстройств (фобии, депрессия), мазохистических тенденций, сексуальных и супружеских проблем;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Приложения
Приложение 1 Школа _класс _ Вопросы анкеты 1. Как вы понимаете термин «Информационная культура». _ _ 2. Какую роль в вашей жизни играет информация? Почему? _ _ 3. Какие источники информации Вы знаете? _ _ 4. Какой из источников является для Вас более важным? _ 5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в кажд ...

Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция
Большое значение имеет то, как человек воспринимает партнера по общению. Часто восприятие человека человеком называют социальной перцепцией. Но это понятие, считает Г.М. Андреева, в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого ново ...

Особенности развития эмоционально – волевой сферы подростка.
1. Тест школьной тревожности Филлипса. Мальчики Девочки Низкая тревож ность Повышен ная тревож ность Высокая тревож ность Низкая тревож ность Повышенная тревож ность Высокая тревож ность Школьно – социальная тревожность 100% 0% 0% 80,76% 19,24% 0% Тревожность в школе 9 ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru