Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье
Страница 4

Психология » Кризисные ситуации в семье и их роль в развитии личности ребенка » Особенности и последствия переживания ребенком кризисных ситуаций в семье

□ в случае если жертва инцеста получает удовольствие, ее чувство стыда усиливается. У девочки может возникать характерный для многих жертв инцеста вид вины, при котором она ощущает себя женщиной, уводящей отца у матери, что затрудняет поиск поддержки и помощи у последней [37, с.116].

Среди долгосрочных опасных последствий сексуальных или развратных действий для ребёнка выделяют [50, с.118]: попытки самоубийств, страхи, депрессия, злоупотребления алкоголем и наркотиками, прерывание обучения в школе, стресс, сексуальные расстройства, психические проблемы общего характера. По данным зарубежных исследователей, из девочек, подвергнувшихся сексуальным или развратным действиям в детстве, 17 % имели мысли о самоубийстве и более 30 % сделали попытку самоубийства или выполнили другие действия самоповреждения. Соответствующие цифры среди мальчиков - 8 % и 33 % [50, с.120].

Согласно другим исследованиям [1, с.248], 70 % людей, которые в детстве имели опыт, когда их половые органы ласкали или с которыми совершали половой акт без их согласия, даже если это не сопровождалось насилием, к 21 году начинают страдать серьёзными психическими отклонениями. Эти отклонения включают маниакально-депрессивный психоз, фобии, посттравматический синдром, алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Более четверти людей пытались совершить самоубийство. При этом психические отклонения наблюдались только у 27 % людей, которые не имели подобного сексуального опыта в детстве.

Теперь о последствиях развода как ненормативного семейного кризиса.

Ребенок переживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий и повторения. Что же говорить о переживаниях, чувствах ребенка, когда он узнает о том, что родители решили развестись. Как пишет Ф.Дальто, развод для ребенка нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей [17, с.94]. Часто возникает чувство печали, потерянности, депрессии. Потрясения, гнев, грусть, страх, покинутость, подавленность – это только некоторые из тех сильных ощущений, которые, как говорят подростки, они испытали, после того, как узнали, что их родители собираются развестись. Автор пишет, что когда один из родителей наконец покидает семью, дети могут бояться того, что другой родитель тоже оставит их. Ребенок может чувствовать печаль, смятение, гнев или тревогу. Он может стать подавленным или начать демонстрировать разрушительное поведение в школе или дома.

Ж.Лофас указывает, что травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка [31, с.116]. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобические и депрессивные реакции. Н.И.Олифирович указывает, что на остроту детских переживаний может оказывать влияние несколько факторов:

□ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;

□ особенности протекания процесса развода;

□ с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

□ характер взаимоотношений бывших супругов после развода [37, с.226].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Эмоции и чувства. Основные функции и свойства эмоций
Эмоции (чувства) – психические состояния, выражающие отношение человека к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе. Человек не только активно познает предметы и явления окружающей мира, но и переживает определенное отношение к ним. Одни события его волнуют, к другим он безразличен, одни вещи ему нравятся, другие оставл ...

Методика исследования словаря и навыков словообразования
Исследование словаря и навыков словообразования Инструкция: у кошки – котята, а у… · Козы - собаки – · Волка - курицы – · Утки - свиньи – · Лисы - коровы – · Льва - овцы – 2. Образование существительных в уменьшительной форме Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечис ...

Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте. Развитие эмоций и воли в онтогенезе.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоц ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru