Показатели развития компетентности в общении
Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента компетентности предложить следующие:
· готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
· владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);
· опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
· отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
· эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. [http://festival.1september.ru/articles/214521/]
Причинами плохой коммуникации могут быть:
· стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации; результат – отсутствие объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
· «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы зачастую не осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
· неприязненные отношения между людьми — если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
· пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
· неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения: 1) открытое – закрытое общение; 2) монологическое – диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).
Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния». [19]
Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошадью. В наше время подавляющее большинств ...
Каковы природные предпосылки способностей? Формирование способностей.
а) Определение способностей
Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку.
Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных ...
Методики исследования уровня речи
В методики использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988г) и Е. В. Мальцевой (1991г). Кроме этого, исследовалось понимание сложных логико–грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий методики нами была разработана балльная система. ...
