Кризисные ситуации в семье, их феноменология
Страница 2

Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальных педагогов. С последствиями действия второй группы факторов имеют дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Факторы третьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области семейной психологии и психотерапии. Именно вторая и третья группа называет факторы, вызывающие ненормативные семейные кризисы. На них мы и остановимся подробнее. www.transponet.ru

О.А.Карабанова считает, что в каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты [23, с.58]:

1. Кризисное событие.

2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.

3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.

4. Изменения в семейной системе.

5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Наиболее яркие ненормативные кризисные ситуации в семье – это:

j Измена. Супружеская неверность, измена, адюльтер (фр. adultere; синоним - прелюбодеяние) рассматривается как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами [5, с.112]. Измена может носить как эпизодический, так и систематический характер.

Влияние измены на супружеские отношения в значительной мере определяется тем, на какой стадии развития брака она произошла (совпадая с нормативными семейными кризисами, она тем самым усугубляет их протекание), а также ее характером, длительностью и типом: была ли эта связь продолжительной или случайной, преимущественно сексуальной или отличалась эмоциональной привязанностью.

Измена, как правило, является признаком супружеских дисгармоний и свидетельствует о наличии различных противоречий и конфликтов между супругами. По мнению С.В.Ковалева, далеко не всегда измена является следствием нарушений сексуальных отношений в браке. Часто за изменой скрывается факт неудовлетворения психологических потребностей: в любви, близости, принятии, уважении [24, с.69]. Однако неверность может встречаться и в достаточно гармоничных семьях с благополучными и устойчивыми супружескими отношениями.

К.Имелинский отмечает, что тенденция к измене детерминируется не только супружескими дисгармониями, но и обычным стремлением человека к поиску новых впечатлений [60, с.141]. Она наблюдается в различных областях человеческой деятельности. В частности, в сексуальной сфере это проявляется поиском новых партнеров. По мнению автора, имеют значения и такие свойства личности, как способность завязывать контакты, смелость и способность к самоотдаче. Другие личностные качества, например нерешительность, пассивность, страх, напротив, являются факторами, способствующими верности.

Как указывают Н.И.Олифирович с соавторами, супружеская измена может выполнять ряд функций, представляя собой:

□ способ завершения супружеских отношений и констатации факта несостоятельности брака;

□ способ привлечения внимания брачного партнера и передачи ему метапослания о неудовлетворении определенных потребностей;

□ способ сохранить супружеские отношения путем реализации потребностей, дефицит удовлетворения которых в браке ощущается довольно остро;

□ проигрывание семейных сценариев;

□ способ компенсировать чувство неполноценности, повысить самооценку [37, с.95].

К числу факторов, сопутствующих супружеской неверности, относятся:

□ неадекватная мотивация брака;

□ обыденность брака;

□ химические зависимости одного из партнеров;

□ большая разница в возрасте между супругами;

□ низкий материальный достаток семьи;

□ отсутствие совместного досуга супругов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Оценка авторитарной личности
Сама по себе авторитарная личность - ни плоха, ни хороша. Чтобы оценить «хорошесть» авторитарной личности - нужно знать те цели, которые авторитарный человек ставит перед собой. Если реальные цели (а не только заявляемые на словах) самые благородные, красивые и светлые: научить жить свободно и вне шаблонов, научить творчеству и активной ...

Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
Обучение психологии в средних учебных заведениях. Одной из заметных тенденции последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. Связано это прежде всего с распростр ...

Методы исследования в психологии
Под методом в широком смысле понимается нормированный способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами Т понимается совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении научного исследования или в практической работе. В более специальном смысле различают метод и ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru