Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памятиСтраница 1
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Любой акт памяти включает в себя три фазы: 1) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2) фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии. Причем хранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций; 3) фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы. Выделяют три категории мнемические процессов: первая категория касается процессов воспоминания, которые включают в себя воспроизведение материала, усвоенного в предшествующей ситуации и различные формы сообщении о зрелище или событии, участником или свидетелем которого был индивид. Вторую категорию составляют процессы узнавания, предполагающие идентификацию субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом, или, в более общей форме, перцептивно-мнемическую идентификацию объекта, который был ранее воспринят и в данный момент присутствует в перцептивном поле. Третью категорию составляют процессы повторного заучивания, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материла на основании уменьшения числа повторений. Память является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.
Виды П: .
А. Классиф-ция по времени хранения инф-ции
(критерий) время сохранения материала
1. Ультракратковременная – сенсорная, непосредственное отражение инф-ции органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной инф-ции. Ее длительность от 250 мс – 4 с, объем 10 – 12;
2. Кратковременная, способ хранения инф-ции в течение короткого промежутка времени. Длительность от 15 – 30 с, объем 7+-2;
3. Оперативная, длится столько, сколько нужно для деят-ти;
4. Долговременная, способность хранить инф-цию в течение практически неограниченного срока. Имеет практически неограниченный объем.
(критерий) хар-р запечатления
5. Иконическая (разновидность ультракратковременной);
6. Мгновенная (разновидность долговременной).
Необходимым условием перевода памяти из сенсорной в кратковременную является направленность на эту инф-цию внимания чел.
Б. Классиф-ция
-Генетическая П (видовая). Инф-ция хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству;
-Историческая П (носитель письменность).
В. Классиф-ция по ведущему анализатору, принимающему участие в восприятии запоминаемого материала 1. Зрительная П. Сохранение и воспроизведение зрительных образов;
2. Слуховая П. Хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков;
3. Осязательная, обонятельная, вкусовая.
Г. Классиф-ция по цели
1. Непроизвольная П. Запоминание и воспроизведение происходят автоматически и без особых усилий со стороны чел, без постановки им перед собой специальной мнемнической задачи. Есть у чел и жив-х;
2. Произвольная П. Присутствует мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение), а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Только чел обладает ею (Выготский: опосредована (используются средства).
Д. Классиф-ция по использованию мнемотехнических средств. 1. Непосредственная П – без использования мнемотехнических средств; 2. Опосредованная П – использование мнемотехнических средств.
Е. Классиф-ция по участию мышления в процессах П. 1. Механическая П; 2. Логическая П
Анализ полученных результатов
Выборка 1: выпускники городских школ (38 человек);
Выборка 2: выпускники сельских школ (38 человек).
Интерпретировав полученные баллы с помощью классификаторов тестов, получаем:
1) Тест «Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)» дал средний балл у выпускников городских школ 10,61 и 9,74 у выпускников сельских школ, что вход ...
Приведите примеры ситуаций, в которых они
сталкиваются с этими условиями
Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности — она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах — это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому здесь снимается острота проблемы моти ...
Какой метод был предложен Августином Аврелием в качестве основного средства
познания души?
Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350-430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая память самой значи ...