Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти
Страница 1

Основы психологии » Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти

Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Любой акт памяти включает в себя три фазы: 1) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; 2) фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии. Причем хранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций; 3) фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы. Выделяют три категории мнемические процессов: первая категория касается процессов воспоминания, которые включают в себя воспроизведение материала, усвоенного в предшествующей ситуации и различные формы сообщении о зрелище или событии, участником или свидетелем которого был индивид. Вторую категорию составляют процессы узнавания, предполагающие идентификацию субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом, или, в более общей форме, перцептивно-мнемическую идентификацию объекта, который был ранее воспринят и в данный момент присутствует в перцептивном поле. Третью категорию составляют процессы повторного заучивания, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материла на основании уменьшения числа повторений. Память является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.

Виды П: .

А. Классиф-ция по времени хранения инф-ции

(критерий) время сохранения материала

1. Ультракратковременная – сенсорная, непосредственное отражение инф-ции органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной инф-ции. Ее длительность от 250 мс – 4 с, объем 10 – 12;

2. Кратковременная, способ хранения инф-ции в течение короткого промежутка времени. Длительность от 15 – 30 с, объем 7+-2;

3. Оперативная, длится столько, сколько нужно для деят-ти;

4. Долговременная, способность хранить инф-цию в течение практически неограниченного срока. Имеет практически неограниченный объем.

(критерий) хар-р запечатления

5. Иконическая (разновидность ультракратковременной);

6. Мгновенная (разновидность долговременной).

Необходимым условием перевода памяти из сенсорной в кратковременную является направленность на эту инф-цию внимания чел.

Б. Классиф-ция

-Генетическая П (видовая). Инф-ция хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству;

-Историческая П (носитель письменность).

В. Классиф-ция по ведущему анализатору, принимающему участие в восприятии запоминаемого материала 1. Зрительная П. Сохранение и воспроизведение зрительных образов;

2. Слуховая П. Хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков;

3. Осязательная, обонятельная, вкусовая.

Г. Классиф-ция по цели

1. Непроизвольная П. Запоминание и воспроизведение происходят автоматически и без особых усилий со стороны чел, без постановки им перед собой специальной мнемнической задачи. Есть у чел и жив-х;

2. Произвольная П. Присутствует мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение), а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Только чел обладает ею (Выготский: опосредована (используются средства).

Д. Классиф-ция по использованию мнемотехнических средств. 1. Непосредственная П – без использования мнемотехнических средств; 2. Опосредованная П – использование мнемотехнических средств.

Е. Классиф-ция по участию мышления в процессах П. 1. Механическая П; 2. Логическая П

Страницы: 1 2 3 4


Определите, какие психические процессы, свойства или состояния (и их характеристики) актуализируются в следующих ситуациях. Возможны несколько вариантов ответа
1. Наблюдая из окна за движением соседнего состава, пассажир не сразу смог определить какой поезд едет - его или соседний. Восприятие движения и пространства. Восприятие пространства - объектов, их взаимного расположения и расстояния между ними. При таком виде восприятия часто возникают ошибки — зрительные иллюзии (например, кажущиеся ...

Архетип чудовища
Разумные существа не человеческой и не животной природы - традиционный компонент культуры. Редкий бестселлер обходится без него. Знакомство с чудовищами начинается в детстве. Одно из наиболее популярных детских чудовищ – Буратино. Он безопасен, хотя у него изначально нет христианской души. Он не человек: он не тонет в воде. Ему близок В ...

Практическое исследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков
Исследование проводилось по экспериментальному плану Соломона для 4-х групп [5]. 1 замер 2-ой замер RTXT (8 класс) 12 чел RTT (11 класс) 15 чел R XT (10 класс) 6 чел RT (7 класс) 11 чел где: R – рандомизация Х – экспериментальное воздействие (демонстрация 12-ой серии аниме-сериала Хелсинг, см. Приложение 3) Т – проведение диагно ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru