Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти
Страница 2

Основы психологии » Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти

Ж. Классиф-ция по хар-ру запоминаемого материала 1. Образная (запоминание того, что нам дано в ощущении и восприятии); 2. Вербальная (словесная память на основе речи); 3. Двигательная (моторная) – запоминание, сохранение, воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений; 4. Эмоц (сохранение и воспроизведение пережитых чел чувств).

Память как ВПФ. Развитие памяти). Память – совокуп-ть процессов, с помощью кот чел запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную инф-цию. П – ВПФ, т.к. обладает всеми св-вами ВПФ: произвольность, опосредованность и социальность.

1. П – произвольна, потому что связана с широким волевым контролем запоминания.

2. П – опосредованна, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на П, чувства, образы, ассоциации).

3. П – социальна, т.к. П напрямую зависит от практической деятельности чел.

Рубинштейн выделяет следующие уровни памяти: 1) элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение; 2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как воспроизведение. Память дифференцируется и по характеру запоминаемого материала (на числа, лица) Далее память различается 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого материала; 4) по точности.

Рубинштейн выделил следующие процессы памяти: запоминание, припоминание, воспроизведение и узнавание. Процессы П:

1. Запоминание – это запечатление и сохранение в сознании чел полученной инф-ции: м.б. непреднамеренное (непроизвольное, без поставленной цели), преднамеренное (произвольное, чел ставит перед собой цель запомнить и использует специальные средства для этого). Произвольное запоминание хар-ся проявлением волевых усилий в виде постановки цели на запоминание. Запоминание м.б. осмысленное (с пониманием внутр логических связей) и механическое (без осознания логических связей м/ду частями воспринимаемого материала).

2. Сохранение – удержание в П полученных знаний в течение относительно длительного времени. М.б. динамическим (проявляется в оперативной П) и статическим (в долговременной П).

3. Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, может быть непроизвольным (неожиданно для нас самих) и произвольным.

4. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о кот сформировалось у чел на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

4. Забывание – невозможность восстановить ранее воспринятую инф-цию, стирание следов, естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный хар-р. Физиол основа забывания – торможение временных связей при отсутствии их подкрепления. Забывается прежде всего то, что не имеет для чел жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потреб-тям (проактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит последующее восприятие и действие) и (ретроактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит то, что воспринималось ранее). М.б. полное, частичное, длительное, временное. Реминисценция – отсроченное воспроизведение лучше чем непосредственное.

Основные хар-ки памяти: объем (7+-2) (общая хар-ка, характеризует возможности запоминания и сохранения инф-ции), быстрота воспроизведения (характеризует способ-ть чел воспроизводить инф-цию – одни это делают быстро, др медленно), точность воспроизведения (способ-ть чел точно сохранять и точно воспроизводить инф-цию), длительность сохраненения (способ-ть чел удерживать опред время необходимую инф-цию), готовность воспроизвести инф-цию (реминисценция).

Страницы: 1 2 3 4


Основные направления работы по формированию эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте.
В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Подобные личностные каче ...

Психологические закономерности ведения деловой беседы
Посредством деловой беседы реализуется стремление одного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы. В мире бизнеса или политики деловые беседы представляют собой устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые пол ...

Исследования внимания
Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии. Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего сознание к механическим связям ощущений и представлений. Однако при этом внимание преимуществен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru