Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти
Страница 3

Основы психологии » Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти

Теория развития П:

1. Жане первый стал трактовать П как систему действий, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку инф-ции. Он доказал прямую зависимость всех процессов П от практической деят-ти чел.

2. Блонский П.П. Различные виды П представленные у взрослого чел, являются различными ступенями ее истор развития. В истории развития человечества виды П последовательно появились один за др. Последовательность развития видов П: двигательная, аффективная, образная и логическая.

Двигательная П – от рождения

Аффективная П – примерно в 6 месяцев

Образная П – в 2 года

Логическая П – 3-4 года – подростковый возраст

Существенную роль в развитии П играет речь, поэтому процесс совершенствования П чел идет рука об руку с развитием его речи.

3. Выготский Л.С Совершенствование П в филогенезе шло за счет улучшения средств запоминания и изменения связей мнемических ф-ций с др психич состояниями и процессами чел. П по мере своего развития сближалась с мышлением.

4. ЛеонтьевА.Н Проводил опыты с детьми разного возраста и со студентами. Вывел кривую непосредственного и опосредованного запоминания. Если у дошкольников запоминание, в основном, непосредственное, то у взрослых опосредованное (прим с параллелограммом).

П существует как низшая психич ф-ция (непроизвольная, непосредственная и механическая П), и высшая психич ф-ция (произвольная, опосредованная и логическая П).

От рождения до 15, 16 лет П развивается как низшая психич ф-ция и как ВПФ. Однако динамика развития этих видов П различна. Леонтьев предполагал, что примерно к 30 годам наступает кач-венный перелом в П чел, и он начинает преимущественно пользоваться П как ВПФ.

Условия эффективного запоминания. Закономерности заучивания. 1. Зависимость запоминания от задач и их содержания. Лучше запоминается то, что имело жизненно важное содержание, то есть то, что связано с интересами, потребностями и целями. Оно носит активный избирательный характер. 2. Запоминанию способствует осмысление материала, а также его обобщение и систематизация. Материал требует аналитико-синтетического разбора. 3. Важно связывать то, что заучивается с ранее приобретенными знаниями. 4. Полезно наглядное представление связей (схемы, чертежи, таблицы). 5. Особо значима роль повторения при запоминании. Успех повторений определяется не столько их количеством, сколько правильной организацией (разнообразие повторений, сравнивание прежнего материала с новым, обобщение, воспроизведение материала в процессе заучивания). Концентрированное повторение менее эффективно, чем распределенное во времени (Эббингауз). 6. Зависимость запоминания от количества и качества материала – по мере увеличения материала время, необходимое для заучивания, увеличивается не прямо пропорционально объему заучиваемого, а значительно больше. Зрительные образы предметов запоминаются лучше, чем зрительные и слуховые образы слов; стихи запоминаются лучше, чем проза.

Эббингауз и эффекты Зейгарник

Рассмотрим теперь вопрос о развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание. Доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. По Выготскому, мышление ребенка во многом определяется памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать. Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Непроизвольная память начинает сменяется произвольной. В подростковом возрасте коренным образом меняется отношения между памятью и мышлением. Память интеллектуализируется, само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить - значит понять, осмыслить».

Страницы: 1 2 3 4


Теоретические аспекты изучения детских тревожности и способы их коррекции. Природа и генезис детской тревожности
Что же такое «тревожность»? В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так А. М. Прихожан указ ...

Какие стадии проходит человек в процессе формирования умений?
Умение- это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. Умение включает в себя сложную систему психических и практических действий. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или иное другое действ ...

Методы изучения
Экспериментальные Объективными являются экспериментальные методы изучения мотивов и потребностей. В качестве примера приведем исследование мотивов школьников, проведенное в лаборатории Л.И. Божович (1969). В эксперименте использовались две методики «Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции на различные св ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru