Кризисные ситуации в семье, их феноменологияСтраница 1
Семья является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.
Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [37, с.24].
В.М.Целуйко [цит. по 36, с.115] определяет семейный кризис как ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, вытекающий в невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, сопровождающейся ослаблением семьи как союза родственников, союза родителей и детей, союза супругов, ослаблением триединства «родство – родительство – супружество» из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей.
Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.
1. Подход, основанный на изучении закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи [49, с.118].
Первый кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй кризис - начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий кризис - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).
Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом.
Шестой кризис - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин.
Девятый кризис - родители становятся бабушками и дедушками.
Десятый кризис - умирает один из супругов.
Т.е. семья проходит десять основных кризисных этапов, которые сопровождаются повышенной тревожностью, требуют перераспределения душевных и физических сил. В основе таких нормативных кризисов, фиксируемых на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
2. Подход, связанный с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными. Ненормативный семейный кризис - это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные.
3. Подход, основанный на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований.
Р.Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов [62, с.84]:
1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).
2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).
3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).
Закономерности развития мотивационной сферы личности
Основные закономерности развития мотивационной сферы человека состоят в следующем:
1. Взаимосвязь и взаимодействие различных компонентов мотивационной сферы. Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется, например, в соподчинении (иерархи ...
Методы изучения
Экспериментальные
Объективными являются экспериментальные методы изучения мотивов и потребностей.
В качестве примера приведем исследование мотивов школьников, проведенное в лаборатории Л.И. Божович (1969). В эксперименте использовались две методики «Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции на различные св ...
Проблемы экономической психологии
Экономич. y - новая отрасль y, изучает yявления, связанные с производственными отношениями людей. Это y экономич. повед-я. С момента взмд-я людей ч/з обмен начинается собственно экономика, как сфера воздействия м/д людьми. С появлением такого взмд-я появляется множ-во понятий. Обмен становиться институализированным, совокупность обмени ...