Введение
Страница 1

Проблема кризисных ситуаций в семье и их влияния на развитие личности ребенка – одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Однако изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов может повлечь за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создать условия, приводящие возникновению семейных кризисов. Большинство семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Особое внимание среди кризисных ситуаций в семье занимает развод.

Развод - это результат кризисного развития отношений супружеской пары, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ежегодно в России официально расторгаются примерно полтора миллиона браков, то есть раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Развод родителей с каждым годом становится все более вероятным событием в жизни ребенка.

В работе «Положение детей в России» отмечается, что в результате развода не только без одного из родителей остается большое количество детей, передаются в дом ребенка, под опеку и усыновление, но и фиксируется немалое количество асоциальных нарушений: дети убегают из дома, совершают различные преступления. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь самоубийством.

Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящено достаточно много исследований, как отечественных, так и зарубежных психологов. В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю.Валлерштейн, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, В.А.Сысенко). Однако влиянию развода на психологическое состояние ребенка, на его психическое развитие, на поведение практически не уделялось внимания. Данная тематика освещается лишь в психотерапии, в качестве отдельных случаев, чаще в русле невротических расстройств личности. Хотя большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное бытие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. В этой связи целью наше исследования является исследование влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка.

Предмет исследования: особенности личности ребенка, пережившего ситуацию развода.

Гипотеза исследования: развод, как кризисной ситуации в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка и такие стержневые образования личности ребенка как представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы кризисных ситуаций в психологии и выделить их основные виды.

2. Проанализировать понятие семьи, описать ее основные характеристики. Изучить особенности семейных кризисных ситуаций, описать их феноменология.

4. Рассмотреть развод как результат кризисного развития отношений семейной пары.

Страницы: 1 2


Концепции формирования суицидов
Основные концепции, объясняющие суицидальное поведение, можно условно разделить на три группы: социологическую, психопатологическую и социально-психологическую. В рамках социологического подхода декларируется связь между суицидальным поведением и социальными условиями. В основе подобных взглядов лежит учение Э.Дюркгейма об «аномии» — н ...

Школьная дезадаптация. Определение понятия школьной дезадаптации
О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов.[1] Огромную роль в рассмотрении проблем ...

Сравнительный анализ интеллектуального развития детей с ОПФР и влияние на него социально-психологического тренинга
На первом этапе проводился анализ успеваемости в обучении обеих групп учеников, и проводилась методика «Корректурная проба» [Приложение 2] для исследования степени концентрации и устойчивости внимания до и после занятий с исследуемыми группами «А» и «Б». На втором этапе проводился тренинг с тренинговой группой «А». После проведенного ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru