Teopeтичecкиe ocнoвы диагнocтики межличностных отношений в процессе командообразования. Понятие и виды команд. Психологическая характеристика процесса командообразования
Страница 3

Психология » Межличностные отношения в группе в процессе командообразования » Teopeтичecкиe ocнoвы диагнocтики межличностных отношений в процессе командообразования. Понятие и виды команд. Психологическая характеристика процесса командообразования

Сами термины «команда», «рабочая команда», «командная работа» по-разному трактуются исследователями. Так, например, по определению М. Армстронга: «Команда - это небольшое число людей с взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность» [6]. Тогда как И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум в [23] называют командой небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, они указывают, что члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.

Базаров Т.Ю., [11] даёт следующую развернутую характеристику команд: «Для этого типа групп характерно открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации. Деятельность ориентирована на решение задач, цели сменяются по мере необходимости. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов: подходящие сотрудники и соответствующие ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного выполнения задачи, сроки и этапы ее решения постоянно контролируются. Отношения между сотрудниками строятся на принципах взаимозависимости. Лидерство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества. Эффективность деятельности группы определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации».

В работе Дж.Г. и Дж.Т. Бойетт приведено следующее определение: «Рабочие команды проектируют, производят и поставляют какой-либо продукт или предоставляют какую-либо услугу внешним или внутренним потребителям. Такие команды в большинстве организаций состоят из рядовых сотрудников, занимающихся исследованиями, производством продукта, продажами, обслуживанием потребителей и выполнением большей части работ, повышающих ценность продукта. Это производственные команды, команды по разработке новых продуктов и предложений, консультативные команды, команды продаж и обслуживания и т.д. В производственной среде такая команда может состоять из групп рабочих, имеющих несколько профессий, что позволяет им выполнять все операции, необходимые для выпуска определенного продукта. В секторе услуг, например в страховом деле, рабочая команда может включать специалистов по обработке требований о выплате страховых сумм, представителей обслуживания клиентов и страховщиков, работающих в определенном географическом регионе» [12].

В. Михеев в своей работе, посвященной проектным группам, выделяет команду проекта и управленческую команду (табл. 1.1) [41].

Таблица .1.1 Примеры классификации команд

№ п/п

Назначение команды

Содержание работы

Вид команды

Форма и время существования

 

1.

Реинжиниринг

Управление процессами глубоких преобразований (фактическое создание "новой" компании)

КП

Временная

 

Развитие продуктов и процессов

Управление развитием новых продуктов и организационным развитием компании

УК

Постоянная

 

3.

Антикризисное управление

Выведение компании из кризисной ситуации

КП

Временная

 

4.

Обеспечение производственной деятельности

Управление и исполнение производственной работы

УК

Постоянная

 

5.

Решение проблем, содействие и помощь

Оценка и разрешение организационных и возникающих проблем

КП

Временная

 

6.

Бэнчмаркетинг

Маркетинг деятельности аналогичных предприятий и выработка стратегии на достижение лучших результатов

УК

Постоянная

 

7.

Управление проектом внедрения

Проектирование и введение в действие нового оборудования (технологий)

КП

Временная

 

8.

Группа качества

Внедрение и осуществление всеобщего управления качеством

УК

Постоянная

 

9.

Инновации

Проектирование, разработка и реализация новых идей и инициатив в организации

КП

Временная

10.

Аудит и контроллинг

Оценка эффективности организации и процессов

УК

Постоянная

11.

Развитие нового бизнеса

Проектирование, формирование и развитие нового для компании рискованного бизнеса

КП

Временная

12.

Управление текущей деятельностью

Принятие и осуществление управленческих решений высокого уровня

УК

Постоянная

Страницы: 1 2 3 4


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru