Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к
роли школьникаСтраница 1
Как только ребенок переступает порог школы, его жизнь принципиально меняется — появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности — учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимает маленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошо он приспосабливается к новой обстановке? Удается ли ему успешно осваивать новые знания, развивать свои способности и строить отношения с учителем и детьми? Ответы на эти вопросы не всегда лежат на поверхности. Поэтому, начиная с середины первого полугодия, полезно проверить, как изменились, помимо общих школьных умений, внимание, память, мышление ребенка, а кроме того, проанализировать некоторые личностные характеристики, наиболее важные для формирования адаптивного поведения в школе.
Наиболее информативный результат дает анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
.[11]
Материал
: карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками:
умный сильный здоровый
сильный веселый хорошо учится
аккуратный здоровый веселый
хорошо учится умный аккуратный
красивый аккуратный сильный
здоровый хорошо учится красивый
веселый красивый умный
Порядок проведения
. Положите перед ребенком карточку с изображением фигурок и под ней первую карту с определениями. Скажите ребенку: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик — умный, этот — сильный, этот — здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Которым (которой) из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел (хотела) бы быть?» Ответ ребенка зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик напротив выбранного качества под оценкой «2 балла». Бланк ответов:
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
ц.о. |
со. | |
Аккуратный (-ая) |
XX |
X |
X |
XX |
4(2) |
2 | ||
Веселый (-ая) |
XX |
X |
XXX |
2(2) |
3 | |||
Здоровый (-ая) |
X |
X |
X |
X |
XX |
3 |
1 | |
Красивый (-ая) |
XX |
X |
XXX |
2(3) |
3 | |||
Сильный (-ая) |
XX |
X |
XX |
X |
2(1) |
2 | ||
Умный (-ая) |
XX |
X |
XXX |
4(1) |
0 | |||
Хорошо учится |
XX |
X |
X |
XX |
4(3) |
4 |
Спросите у ребенка: «Которым (которой) из оставшихся мальчиков (девочек) ты больше хотел бы (хотела бы) быть?» Ответ заносится в графу «1 балл» бланка ответов. Оставшаяся характеристика оценивается в ноль баллов. После этого скажите ребенку: «А теперь представь, что один из этих мальчиков (девочек) действительно ты. Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?» — 2 балла. «Кто из оставшихся похож на тебя больше?» — 1 балл. Занесите ответы в правую часть бланка ответов. Описанная процедура повторяется со всеми семью карточками. Затем подсчитывается количество баллов для каждой характеристики в правой и левой частях бланка ответов. Результаты записываются в графы «ценностные ориентации» (левая часть) и «самооценка» (правая часть). В случае, если количество баллов для нескольких характеристик совпадает, проводится дополнительное сравнение их между собой (результаты в скобках).
С помощью чего осуществляется социальный контроль?
Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же напротив, собственным усилиям и способнос ...
Вопросы
нет
скорее нет, чем да
скорее да, чем нет
да
1
Я часто не уверен в собственных решениях.
2
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.
3
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.
4
Я постоянно занят, и мне это нравится.
...
Анализ результатов исследования
Изучение влияния развода как кризисной ситуации в семье на развитие личности ребенка осуществлялось нами по следующим параметрам:
1. Изучалась оперативная оценка самочувствия, активности, настроения детей из полной семьи и семей, переживших развод.
2. Анализировалась реактивная и личностная тревожность детей из экспериментальной и кон ...