Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника
Страница 1

Психология » Психология развития личности в младшем школьном возрасте » Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника

Как только ребенок переступает порог школы, его жизнь принципиально меняется — появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности — учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимает маленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошо он приспосабливается к новой обстановке? Удается ли ему успешно осваивать новые знания, развивать свои способности и строить отношения с учителем и детьми? Ответы на эти вопросы не всегда лежат на поверхности. Поэтому, начиная с середины первого полугодия, полезно проверить, как изменились, помимо общих школьных умений, внимание, память, мышление ребенка, а кроме того, проанализировать некоторые личностные характеристики, наиболее важные для формирования адаптивного поведения в школе.

Наиболее информативный результат дает анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника

.[11]

Материал

: карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками:

умный сильный здоровый

сильный веселый хорошо учится

аккуратный здоровый веселый

хорошо учится умный аккуратный

красивый аккуратный сильный

здоровый хорошо учится красивый

веселый красивый умный

Порядок проведения

. Положите перед ребенком карточку с изображением фигурок и под ней первую карту с определениями. Скажите ребенку: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик — умный, этот — сильный, этот — здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Которым (которой) из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел (хотела) бы быть?» Ответ ребенка зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик напротив выбранного качества под оценкой «2 балла». Бланк ответов:

2

1

0

2

1

0

ц.о.

со.

Аккуратный (-ая)

XX

X

X

XX

4(2)

2

Веселый (-ая)

XX

X

XXX

2(2)

3

Здоровый (-ая)

X

X

X

X

XX

3

1

Красивый (-ая)

XX

X

XXX

2(3)

3

Сильный (-ая)

XX

X

XX

X

2(1)

2

Умный (-ая)

XX

X

XXX

4(1)

0

Хорошо учится

XX

X

X

XX

4(3)

4

Спросите у ребенка: «Которым (которой) из оставшихся мальчиков (девочек) ты больше хотел бы (хотела бы) быть?» Ответ заносится в графу «1 балл» бланка ответов. Оставшаяся характеристика оценивается в ноль баллов. После этого скажите ребенку: «А теперь представь, что один из этих мальчиков (девочек) действительно ты. Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?» — 2 балла. «Кто из оставшихся похож на тебя больше?» — 1 балл. Занесите ответы в правую часть бланка ответов. Описанная процедура повторяется со всеми семью карточками. Затем подсчитывается количество баллов для каждой характеристики в правой и левой частях бланка ответов. Результаты записываются в графы «ценностные ориентации» (левая часть) и «самооценка» (правая часть). В случае, если количество баллов для нескольких характеристик совпадает, проводится дополнительное сравнение их между собой (результаты в скобках).

Страницы: 1 2 3


Концепция агрессивности и ее профилактика
Агрессия – это любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или человеку. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Концепции происхождения агрессии 1. Агрессия, как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. 1.1. Психоанализ ...

Динамика и особенности развития мотивационной сферы
Поскольку процесс формирования мотива (мотивации) связан с использованием личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива. При этом, как подчеркивает Е.П. Ильин, новообразованием является не мотивация, а ...

Причины конфликтов в детско-родительских отношениях
Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфли ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru