Teopeтичecкиe ocнoвы диагнocтики межличностных отношений в
процессе командообразования. Понятие и виды команд.
Психологическая характеристика процесса командообразованияСтраница 4
Также различными авторами выделяются интра- и кросс-функциональные команды, команды для решения актуальных проблем, автономные, проектные, оперативные, предпринимательские, производственные команды, команды улучшения качества, менеджерские команды, самостоятельные творческие группы и т.п. Соответственно, это ведет к различной интерпретации характеристик и особенностей рабочих команд. При этом иногда различные наименования команд соответствуют идентичным командам, например crossfunctional и task forc [38].
В качестве основных критериев классификации рабочих команд предлагается использовать следующие:
1. членство: какие категории сотрудников организации входят в состав рабочей команды;
2. цели и функции: какие цели и задачи ставятся перед рабочей командой; какие функции выполняет команда;
3. жизненный цикл: какова продолжительность периода времени существования рабочей команды;
4. управление: каким образом осуществляется руководство рабочей командой;
5. взаимодействие: какие формы отношений используются в процессе функционирования рабочей команды;
6. методы: какими способами и средствами пользуются команды для достижения поставленных целей.
В соответствии с приведенными критериями можно выделить десять типов команд:
• Интрафункциональные команды: информация и функции разделены между членами команды; структура и состав варьируются при изменении области приложения.
• Оперативные команды: временное объединение специалистов различного профиля для решения актуальных проблем и выработки рекомендаций; периодические кратковременные встречи (1-2 часа в неделю); практическая деятельность не входит в компетенцию команды.
• Кроссфункциональные команды: фокусируются на совершенствовании некоторого процесса; обычно привлекаются специалисты из различных подразделений организации; часто такие команды трансформируются в самоуправляемые или самонаправляемые команды.
• Предпринимательские команды: специализируются на наблюдении за процессом производства специфического продукта или сегментом клиентов, поддержании и совершенствовании системы, ориентированной на потребителя.
• Исполнительные команды менеджеров: создаются для выработки стратегических решений и руководства; лидером команды, как правило, является первое лицо организации.
• Координационные команды менеджеров: создаются в условиях сетевой организации для выработки стратегических решений и координации рабочих команд нижнего уровня.
• Самоуправляемые команды: имеют большие права, полномочия и ответственность по вопросам, не связанным с функциями постановки целей и планирования; внешние контакты обеспечиваются менеджерами или другими подразделениями.
• Самонаправляемые команды в производстве и сервисе: обеспечивают производственный процесс или сервисные функции.
• Самонаправляемые команды в интеллектуальной сфере: команды, связанные с разработкой новых изделий, процессов, технологий.
• Виртуальные команды: интеллектуальные команды, контактирующие посредством компьютерных сетей[60].
В табл. 1.2 приведены характеристики различных типов команд в соответствии с указанными выше критериями классификации.
Исходные и поверхностные черты
Самое сложное в жизни – понять себя.
Тэзл.
Кеттел разрабатывал свою модель точно так же, как и Айзенк, используя факторный анализ, чтобы сгруппировать информацию, полученную от отдельных людей. Он считал, что черты личности могут быть разделены на два типа: поверхностные и исходные. Поверхностные черты представляют собой публичную лич ...
Самоэффективность: путь к совершенному поведению
В последние годы Бандура ввел в свои теоретические построения постулат когнитивного механизма самоэффективности для объяснения личностного функционирования и изменения [Bandura, 1977a, 1989Ь, 1989с]. Концепция самоэффективности относится к умению людей осознавать свои способности выстраивать поведение, соответствующее специфической зада ...
Социально – психологический климат в коллективе.
В трудовом коллективе отношения между его членами обусловлены двумя факторами: производственной деятельностью (она определяет формальные отношения) и межличностными отношениями (которые определяют неформальные отношения). Состояние неформальных межличностных отношений в трудовом коллективе называют социально-психологическим климатом ...
