Основные направления современной психотерапии
Страница 3

Основы психологии » Основные направления современной психотерапии

Основные методы поведенческой психотерапии Метод реципрокного (двойственного) торможения - применялся при лечении неврозов, в основе которых лежала необоснованная тревога и страх. Цель метода -научить больного подавлять страх. Целесообразно заметить, что методы, близкие к поведенческой терапии, использовал отечественный ученый В.М. Бехтерев еще в 1919 году. Двойственность торможения достигается: - формированием новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом; - одновременным торможением страха. Суть метода: - к двум пальцам клиента прикрепляют два электрода и подводят индукционный ток, максимум в 6 вольт; затем медленно увеличивают силу тока; — человеку предлагается произнести слово: «Спокойно!» — и выдержать испытание. Когда сила тока станет нестерпимой, ток выключают; - повторяют процедуру ежедневно в течение 1—2 недель. Цель — усилить тормозное воздействие слова «спокойно». Укрепляется условно-рефлекторная связь между словом и успокоением, что приводит к повышению эффективности самовоздействия при возникновении чувства страха и в других ситуациях.

Вольпе разработал также один из распространенных методов поведенческой терапии — метод систематической десенсибилизации. Цель метода — образование условной связи между объектом страха и тормозящим страх расслаблением. Суть метода: - клиента обучают методу прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону, с помощью которого он может быстро расслабиться. Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону построен по принципу контрастных ощущений: сначала различные мышцы напрягаются, а затем расслабляются; - на основе опроса клиента составляется перечень условий и обстоятельств, способствующих возникновению состояния страха. Они ранжируются в порядке нарастания силы их психотравмирующего воздействия. В результате формируется иерархическая шкала, включающая 20 ситуаций; - затем клиенту предлагается вызвать у себя представление волнующих его сцен, начиная с наименее значимой (15—40 секунд). Если представление вызывает у человека сильную эмоциональную реакцию, то оно прекращается, а волнение купируется (блокируется) мышечной релаксацией и представлением образа, способствующего успокоению (например, образа любимого человека) и дыхательными упражнениями (глубокий вдох, выдох в 2 раза медленнее). Ситуация прорабатывается до тех пор, пока она не будет вызывать волнение; — затем прорабатывается следующая ситуация и так далее (продолжительность одного сеанса — 20—30 минут). Это первый вариант методики.

Метод «иммерсии» (лат. immersio — погружение). Один из вариантов — это демонстрация объектов, вызывающих у человека страх (фобии) без расслабления, но в присутствии психотерапевта. В данном случае срабатывает фактор внезапности.

Второй вариант метода «иммерсии» — метод «наводнения»: клиент вместе с психотерапевтом оказывается в реальной ситуации, вызывающей у него страх. Они находятся в этой ситуации до тех пор, пока страх у клиента не уменьшится (по времени — примерно час-полтора). Клиент не должен мысленно избегать данной ситуации (например, через переключение внимания). Так, при агорафобии (страхе открытых пространств) вначале осуществляется 45-минутная беседа, разъясняющая сущность заболевания клиента, затем происходит пересечение реального открытого пространства. Число сеансов — около десяти. Третий вариант — имплозия: клиента погружают в ситуацию, вызывающую страх, и страх увеличивают максимально (например, при страхе змей, клиенту предлагается представить, что он видит змею, берет ее в руку; представить, что она кусает его палец, лицо, проникает в рот, спускается в желудок и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4


Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (XIX в. - XX в.)
Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832-1920). Свои исследования он начал в области восприятия. Из них составилась книга "Очерки по теории восприятия" (1862). В этих "Очерках" Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. В вышедших в 1 ...

Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу, А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В., Ильину
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общег ...

Личность и ее формирование в младшем школьном возрасте. Общее понятие о личности
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приоб ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru