Основные направления современной психотерапии
Страница 2

Основы психологии » Основные направления современной психотерапии

Рождерс создал новый тип психотерапевтических групп, которые называются энкаунтер-группы, или группы встреч. Психотерапевтический процесс в группах встреч имеет ряд особенностей.

Гештальттерапия Создателем гештальттерапии считается Фриц (Фредерик) Пёрлз (1893— 1970). Он родился в Берлине в еврейской семье. Участвовал в первой мировой войне, работал вместе с Куртом Гольд штейном в Институте военных мозговых травм. Изучал в Вене психоанализ. В 1933 году эмигрировал в Голландию, затем — в Южную Африку, где основал Южноафриканский союз психоаналитиков; в 1946 году уехал в США.

Теоретические установки гештальттерапии

Фигура и фон. Поведение человека движимо различными потребностями, которые возникают при нарушении психического или физического равновесия организма.

— Душа и тело составляют неразделимое целое. — В данный (конкретный) момент своей жизни человек воспринимает события, происходящие с ним, как наиболее важные в его жизни, образующие в его сознании гештальт (фигуру), а менее важные события отходят на второй план (фон). - Построение и завершение гештальтов — естественный ритм жизнедеятельности организма. — Человек как саморегулирующееся существо может достигать оптимального равновесия внутри себя, между собой и средой. — Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту), а его незаконченность побуждает организм к формированию фона. - В качестве фигуры (гештальта) могут быть желания, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают. - Незавершенный гештальт, оказывающий воздействие на психическое состояние человека, — это результат неудовлетворенной потребности. - Блокировка незавершенных гештальтов — это основа невроза. — Задача психотерапевта — помочь клиенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (то есть сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать эту потребность (то есть завершить гештальт).

Техники гешталыптерапии 1. Расширение осознания. Цель— прочувствовать границу между внутренней и внешней зонами. Закрыть глаза и сконцентрироваться сначала на внутреннем пространстве своего тела, затем — на внешней зоне и снова на внутреннем пространстве. Психотерапевт может задавать ориентирующие вопросы, например: «Знаешь ли ты, в какой позе находишься?». Усиление внимания к чувствам. Цель —отреагировать «неприятные» чувства, чтобы не тратить энергию на их сокрытие. В этом случае может использоваться методика «разыгрывания ролей»: человеку предлагается выразить свои чувства по отношению к кому-либо или чему-либо, исполняя роль какого-либо человека (так легче). Работа с мечтами. Цель — осознание уникальной информации, которая при обычном рассказе подавляется. Человек сам исследует свои фантазии, проделывая следующее: переносит мечту на реальную почву; идентифицирует мечту со своей личностью. Фрагмент мечты — это отчужденный фрагмент собственной личности. Чтобы его вновь «присвоить», необходимо идентифицировать объект мечты со своей личностью. Принятие ответственности на себя. Цель — помочь человеку осознать ответственность за свои поступки. Психотерапевт не поддерживает сетования клиента на других, а фрустрирует его, подводя к осознанию своей ответственности за происходящее.

Бихевиоризм. Начало поведенческой психотерапии связывают с вышедшей в 1958году книгой австралийского психотерапевта Джозефа (Йозефа) Вольпе (Wolpe) «Психотерапия реципрокным торможением». Позднее, в 1973 году, им была написана также книга «Практика поведенческой терапии».

Страницы: 1 2 3 4


Игровой мир
Прежде чем описывать особенности психики игрока, ставшие заметными благодаря Игровым Мирам, стоит уточнить смысл основных используемых понятий. Их два: «сознание» и «бессознательное». Сложно сказать, что такое сознание: сейчас у психологии нет точных критериев. Достоверно известно лишь то, что оно частично утрачивается во сне и полность ...

Социальные особенности развития
Социальный ряд развития показывает движение от общества к личности, процессы социализации индивида, этапы его приобщения к культуре, овладение общественно необходимыми знаниями, нормами и ценностями и включение в общественно-производственную деятельность. В социальном аспекте рассматриваемая возрастная фаза (14-15 лет) – это продолжен ...

Эмпирическое изучение жизненных перспектив в период взрослости. Обоснование выбора методов исследования
Исследование проводится с помощью метода эксперимента. По своему виду эксперимент является естественным, так как исследование проводится без отрыва испытуемых от реальных условий их жизнедеятельности. Эксперимент является однофакторным, так как в нем мы выделяем одну независимую переменную, в качестве которой выступает возраст человека. ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru