Общая характеристика темперамента. Типологии темпераментаСтраница 4
1) 0бщие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.
2) Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга.
3) Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.
На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы человека с решением задач, Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно биологическими факторами.
Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.
Св-ва Т:
-Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешн воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психич р-ции чел и какова скорость возникновения этой р-ции.
-Реактивность хар-ся степенью непроизвольности р-ций на внешн или внутр воздействия.
-Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно чел воздействует на внешн мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деят-ть чел: от случайных внешн или внутр обстоятельств (настроения, случайного события) или от целей, намерений, убеждений.
-Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается чел к внешн воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (регидность). Тип р-ций характеризует скорость протекания различных психич р-ций и процессов: темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
-Экстраверсия – интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят р-ции и деят-ть чел – от внешн впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
-Эмоц возбудимость хар-ся тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоц р-ции и с какой скоростью oна возникает. Плохих и хороших Т не существует. Задача воспитателя заключается не в том, что в процессе индивид-ной работы с ребенком переделывать один тип Т на др, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития св-венных каждому Т положительных кач-в, а с др стороны – ликвидации или ослабления тех недостатков, кот уже начали проявляться в поведении ребенка. При любом Т можно развить все общественно ценные св-ва лич-ти. Однако конкретные приемы развития этих св-в существенно зависят от Т. Поэтому Т – важное условие, с кот надо считаться при индивид-м подходе к воспитанию и обучению, к формированию хар-ра, к всестороннему развитию умственных и физич способ-тей.
Диагностический
этап исследования
Для диагностики личностных особенностей испытуемых используется ряд психологических тестов (СМОЛ, методика Спилбергера-Ханина, ЛОБИ, САН, а также проективные методики "Дом-Дерево-Человек", "Несуществующее животное"). С каждым военнослужащим проводятся индивидуальные беседы, целью которых является первичная диагностик ...
Характеристика авторитарного типа
· Уместность авторитарности.
Авторитарность хороша тогда, когда во главе иерархии состоит душевно здоровый умный человек с достойными целями и богатым жизненным опытом. Такой лидер в силу своей опытности может взять ответственность за единоличное решение на себя. Если коллектив молодой, а лидер сам неопытный или принять единоличное ре ...
Беседа с элементами тренинга
Цель:
Раскрыть секреты внимания и памяти. Показать роль внимания и памяти в учебной деятельности, интеллектуальном развитии личности.
Задачи:
1. Рассказать о видах и свойствах памяти, приемах запоминания, эффективных в учебной деятельности.
2. Познакомить с непроизвольным и произвольным вниманием и простейшими приемами концентрации ...
