Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента
Страница 3

Основы психологии » Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента

слабый - темперамент меланхолика. Но в дальнейшем Павлов отказался от того, чтобы рассматривать типы НС как физиологическую базу темпераментов, понимаемых как «картины поведения». Более того, он изменил значение слова темперамент, введя понятия «генотип» и «фенотип». Генотип он определил как прирожденный тип НС, а фенотип - как склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Павлов так же признавал, что различные комбинации свойств НС могут дать гораздо больше, чем 4.

типологии темперамента (Теплов, Небылицын, Русалов и др.).Раскрыть

В 50-е годы были предприняты лабораторные исследования поведения взрослых людей. В результате этих исследований, проводившихся под руководством сначала Теплова, а затем - Небылицына, типология Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов.

Таким образом, в настоящее время говорить о типологиях темперамента не приходится, мы можем говорить о свойствах НС, причем не об общих свойствах НС, а о частных свойствах НС, имея ввиду свойства отдельных анализаторных систем. Мы в данный момент можем говорить так же не об общих типах НС, а о парциональных типах, имея ввиду различные подкрепления. Далее возник вопрос о том, что свойства НС должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур. Последние данные показывают, что фундаментальную роль в активации поведения и в его эмоциональной регуляции подкорковых структур - ретикулярной формации, лимбических образований, лобных долей и т.д.

Теплов различал особенности НС и их поведенческие проявления. «Свойства НС не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие». Каждое из свойств НС, выделенных Павловым, рассматривалось им как набор частных свойств или «синдром» («синдром силы», «синдром подвижности» .). Механизмом выделения синдрома, по Теплову, служит факторный анализ, он разработал этот метод, позволяющий зафиксировать имеющуюся картину, но не отвечающий на вопрос «почему»? «Синдром» - это набор реакций, которые объективно связаны между собой.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах Павлова о темпераменте. Прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. В нее входят 8 первичных свойств и четыре вторичных свойства. Показано, что данные свойства могут относится ко всей нервной системе и к отдельным анализаторам. Русалов развил дальше идеи школы Теплова-Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы. Она включает:

Страницы: 1 2 3 4


Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Вним ...

Семья как социальный институт
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение че ...

Точка, точка, тире
Когда малыш начнет толкаться и пинаться, постарайтесь внимательнее прислушаться к его движениям. Попросите кроху ответить вам, постучать определенным образом. Такими движениями ребенок много сообщит о своих потребностях. Например, резкие толчки могут сигнализировать о неудобном положении, а когда мама сменит позу, малыш ответит благодар ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru