Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента
Страница 2

Основы психологии » Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента

Морфологические теории основаны на связи Т со строением тела. Э. Кречмер выделил на основе разработанных им критериев основные конституциональные типы телосложения: 1) Лептосоматик (Астеник), хар-ся хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями, ему соответствует Т – шизотимик – здоровый чел, кот св-венны астеническое телосложение, замкнутость, подверженность колебаниям настроения, упрямость, не склонность к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окр. (Шизоид – шизофрения). 2) Пикник (плотный, толстый) – хар-ся выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, хар-ся малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее, ему соответствует Т – циклотимик – здоровый чел, его эмоции колеблются м/ду радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. (Циклоид – маниакально-депрессивный психоз). 3) Атлет (атлетической телосложение), хар-ся развитой мускулатурой, крепким телосложением, высоким или средним ростом, с широкими плечами, узкими бедрами, ему соответствует Т – иксотимик – здоровый чел, спокойный, невпечатлительный со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочность. (Эпилептоид – эпилепсия). 4) Диспластик (непропорциональный) – может встречаться у всех видов Т. Кречмер основываля на опыте работы с психич больными, при некот типах телосложения имеется опред предрасположенность к опред психич заболевания, кот обнаруживают опред хар-ки или черты Т (шизоид, циклоид, эпилептоид).

К морфологическим теориям относится и концепция психолога У. Шелдона, кот выделяет 3 основных типа соматической конституции: эндоморфный (внутр органы), мезоморфный (мышечная ткань) и эктоморфный (кожа и н/ткань). 1) Для эндоморфного типа характерно слабое телосложение с избытком жировой ткани, ему соответствует висцеротонический Т (живой, веселый, общительный, любит поесть). 2) Для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физич сила, ему соответствует соматотонический Т (любовь к приключениям, склонность к риску, жажда мускульных действий, смелость, агрессивность. 3) Для эктоморфного типа характерно хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой, ему соответствует церебротонический Т (мозговитый, весь в себе, не любит общение).

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

Психофизиол теории основаны на связи Т со св-вами ВНД. Основой для разработки этих теорий стало учение И.П. Павлова о типологических свойствах НС человека и животных. Он выделил 3 основных свойства НС в качестве основы темперамента: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил 4, по его данным, основные, типичные комбинации в виде 4-х типов ВНД. Их проявление в поведении Павлов поставил в прямую зависимость с античной классификацией темпераментов. Сильный, уравновешенный, подвижный тип рассматривался им как темперамент сангвиника;

сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика;

Страницы: 1 2 3 4


Школьная дезадаптация. Определение понятия школьной дезадаптации
О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов.[1] Огромную роль в рассмотрении проблем ...

Сознание как высшая форма психического отражения
Сознание (по Вундту) – есть сумма переживаемых мною в данный момент состояний или содержаний, о кот я непосредственно в данный момент знаю. С (по Локку) – как опред процесс рефлексии, кот развивается на опред уровне развития. С – это коллективное и совместное знание о себе и мире, кот есть у каждого из нас, кот представлены с помощью зн ...

Интегрированные уроки по обучению связной речи детей в работе над деформированным вариантом текста
Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. Практикой доказано: чтение - наиболее благоприятный предмет в сочетании с изобразительным искусством. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru