Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента
Страница 2

Основы психологии » Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента

Морфологические теории основаны на связи Т со строением тела. Э. Кречмер выделил на основе разработанных им критериев основные конституциональные типы телосложения: 1) Лептосоматик (Астеник), хар-ся хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями, ему соответствует Т – шизотимик – здоровый чел, кот св-венны астеническое телосложение, замкнутость, подверженность колебаниям настроения, упрямость, не склонность к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окр. (Шизоид – шизофрения). 2) Пикник (плотный, толстый) – хар-ся выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, хар-ся малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее, ему соответствует Т – циклотимик – здоровый чел, его эмоции колеблются м/ду радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. (Циклоид – маниакально-депрессивный психоз). 3) Атлет (атлетической телосложение), хар-ся развитой мускулатурой, крепким телосложением, высоким или средним ростом, с широкими плечами, узкими бедрами, ему соответствует Т – иксотимик – здоровый чел, спокойный, невпечатлительный со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочность. (Эпилептоид – эпилепсия). 4) Диспластик (непропорциональный) – может встречаться у всех видов Т. Кречмер основываля на опыте работы с психич больными, при некот типах телосложения имеется опред предрасположенность к опред психич заболевания, кот обнаруживают опред хар-ки или черты Т (шизоид, циклоид, эпилептоид).

К морфологическим теориям относится и концепция психолога У. Шелдона, кот выделяет 3 основных типа соматической конституции: эндоморфный (внутр органы), мезоморфный (мышечная ткань) и эктоморфный (кожа и н/ткань). 1) Для эндоморфного типа характерно слабое телосложение с избытком жировой ткани, ему соответствует висцеротонический Т (живой, веселый, общительный, любит поесть). 2) Для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физич сила, ему соответствует соматотонический Т (любовь к приключениям, склонность к риску, жажда мускульных действий, смелость, агрессивность. 3) Для эктоморфного типа характерно хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой, ему соответствует церебротонический Т (мозговитый, весь в себе, не любит общение).

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

Психофизиол теории основаны на связи Т со св-вами ВНД. Основой для разработки этих теорий стало учение И.П. Павлова о типологических свойствах НС человека и животных. Он выделил 3 основных свойства НС в качестве основы темперамента: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил 4, по его данным, основные, типичные комбинации в виде 4-х типов ВНД. Их проявление в поведении Павлов поставил в прямую зависимость с античной классификацией темпераментов. Сильный, уравновешенный, подвижный тип рассматривался им как темперамент сангвиника;

сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика;

Страницы: 1 2 3 4


Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
Обучение психологии в вузах и средних учебных заведениях связано с их профессиональной направленностью. Как правило, в университетах готовят преподавателей для научной и преподавательской работы. В институтах готовят практиков. В средних учебных заведениях готовят психологов узкого профиля (педагогический колледж). К новейшим технологи ...

Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу, А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В., Ильину
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общег ...

Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
Эффективность зависит от уровня специальной подготовки преподавателя, от выбора вида семинара, приемов, средств преподавания, степени подготовки слушателей и от умения преподавателя организовывать ход семинара, активизировать слушателей. Важны тема, ее обоснование, определение ее места в программе курса, цель занятия, задачи, литература ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru